Фэндом

ВикиВоины

Аркебуза

3706статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Аркебуза — гладкоствольное, дульнозарядное ружьё с фитильным замком, один из первых образцов ручного огнестрельного оружия.

История создания и усовершенствованияПравить

Первые образцы аркебузы 1379 году в Германии. Она заряжалась с дула, стреляла короткой стрелой или каменными, а позже свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался с помощью фитильного замка. Вес аркебузы составлял около 3 килограммов, калибр — 15-17 мм. Пуля, выпущенная из аркебузы конца XV века, имела дульную скорость около 300 м/сек и пробивала тяжёлый рыцарский доспех на расстоянии до 30-35 метров. Прицельная дальность была лишь немногим больше.

Длина ствола в XV веке составляла 30-40 калибров. Это было связано с несовершенной технологией изготовления стволов, а также с тем, что до начала XVI века применялась пороховая мякоть (зерновой порох был изобретен позже), и зарядить ею длинноствольное оружие было затруднительно. Первоначально аркебуза представляла собой арбалет особой конструкции (известный как аркебуз) с закрытым ложем, который заряжался металлическими шариками (отсюда и название — arque + buse)- потом стали использовать порох и фитиль — так появилось первое ручное огнестрельное оружие. С немецкого Haken buchse — буквально крюк+трубка=гаковница. Первоначально плечевого приклада не было, было подмышечное коромысло, поэтому пищаль зажимали в подмышке и опирали в специальный упор гак-крюк на пищали (см. ручная бомбарда). Калибр первых (14-15 вв.) ручных гаковниц мог быть 30-40 мм, но начальная скорость оставляла желать лучшего (100-150 м/с), пробивная способность также была низкой. Поэтому говорили, что огнестрельное оружие наводило страх скорее своим грохотом и пламенем, чем реальной пользой.

Позднее, в 16 веке, появляется гранулированный порох, длинные стволы, калибр аркебуз уменьшается до 20-22 мм и вес ядра — свинцовой пули до 50 гр. начальная скорость пули оценивается в 200—250 м/с. Отсюда идёт название — мушкет (musquet) — оружие, стреляющее чем-то маленьким (ср. москит, муха). В то же время, чтобы отличать специализированное тяжелое ружьё от любого другого (после битвы при Павии, с Испанией) — например охотничьего, где столь крупный калибр не нужен — стал применяется прежний термин "аркебуза", в смысле ружьё/пищаль вообще, хотя у этих аркебуз никаких гак-крюков нет и в помине. С тех пор (16 в), очевидно, за аркебузами закрепляется определение как лёгких ружей малого калибра. О силе отдачи некоторых аркебуз можно судить по укороченным прикладам, которые не были приспособлены для плечевого упора — их просто прижимали к щеке.

История примененияПравить

05 (1).jpg

Аркебузы приобрели известность после время битвы при Павии в 1525 году, когда 3 тыс. испанских солдат, вооруженных аркебузами, помогли одержать победу над 8 тыс. французских рыцарей, положив таким образом предел могуществу рыцарских армий в Европе. В ту же эпоху на смену аркебузе начинает приходить мушкет, обладающий большей пробивной силой, но зато и более тяжелый. В результате аркебуза до конца века сохранялась как легкое, кавалерийское и охотничье оружие, а аркебузиры превратились в легких пехотинцев. В XVI веке также распространились аркебузы с колесцовыми замками и нарезными стволами. Увеличилась длина ствола, а сами стволы стали изготавливать методом сверления (как и у мушкетов). К началу XVII века мушкет совершенно вытеснил аркебузу.

Аркебуза за пределами ЕвропыПравить

В Японию аркебуза была завезена португальскими торговцами в 1543; на землях провинции Сацума начинается массовое производство этого оружия. В 1575 в битве при Нагасино Ода Нобунага поставил три линии вооруженных аркебузами асигару за деревянным частоколом, тем самым подготовившихся к нападению вражеской конницы.

Построение в три линии позволяло стрелкам двух задних линий перезаряжать своё оружие, в то время, как первая линия вела огонь. 

Arquebusiers1.jpg

Виды японских аркебуз.

Такая тактика позволяла вести непрерывную стрельбу, компенсируя недостаточную меткость стрельбы аркебузы. Подобная тактика в Европе называлась караколь. Во время сёгуната Токугава (основан в 1603 году) использование огнестрельного оружия было запрещено указом сёгуна.

ГалереяПравить

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Аркебуза»

Также на Фэндоме

Случайная вики