ФЭНДОМ

Pichalka1 Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Батальон Почетного караула отдельного полка Президента Украины — часть вооруженных сил Украины, выполняющая церемониальные задачи: поднятие флага, встреча государственно-важных персон (представителей других стран, рекордстменов, героев Украины), участие на парадах и т.д.

Общее представлениеПравить

Батальон Почетного караула внутренних войск МВД Украины был создан с целью выполнения заданий, определенных Уставами Вооруженных Сил а также Министром внутренних дел Украины.

В круг обязанностей Батальона Почетного караула входит:

  • исполнение ритуала встречи Президентов, Глав парламентов и Правительств, Министров внутренних дел иностранных государств, которые прибывают в учреждения, воинские части, учебные заведения Министерства внутренних дел Украины;
  • исполнение ритуала встречи Президента Украины, Главы Верховной Рады Украины, Премьер - Министра Украины, Министра внутренних дел Украины, которые пребывают в расположение органов внутренних дел, частей внутренних войск МВД Украины;
  • участие в военных парадах;
  • исполнение ритуалов при возложении руководящим составом МВД Украины венков к памятникам и могилам воинов, а так же сотрудников правоохранительных структур;
  • отдание почестей во время похорон сотрудников правоохранительных структур, военнослужащих, которые погибли во время исполнения служебных обязанностей;
  • отдание почестей во время похорон генералов, старших офицеров МВД Украины, лиц, удостоенных высоких государственных званий, а также участников Великой Отечественной войны и воинов-участников локальных конфликтов;
  • исполнение заданий при проведении торжественных мероприятий МВД Украины.
4e3ea-12
Комплектование Почетного караула внутренних войск МВД Украины определено следующим порядком: должности офицеров Почетного караула комплектуются офицерами, которые закончили высшие учебные заведения, имеют высокие психологические и моральные качества, отличную строевую выправку и подтянутость, І группу здоровья, рост не менее 185 см. Также должны отсутствовать повреждения открытых частей тела, болезни слуха и глаз. Эти требования предъявляются и к подбору других категорий военнослужащих батальона Почетного караула. Должности командиров отделений, в основном, комплектуются из военнослужащих, которые проходили службу в Почетном карауле с оформлением их на службу по контракту. На должности военнослужащих срочной службы отбираются рядовые после принятия ими Воинской присяги, с высокими моральными и психологическими качествами.

Хорошо оправдала себя система, в соответствии с которой каждая рота комплектуется по призывам. Этот дает возможность в период увольнения и призыва военнослужащих иметь две учебно-строевые роты в готовности к выполнению возложенных задач. Такой расчет дает возможность роту молодого призыва на протяжении полугода готовить к выполнению воинских ритуалов и только после этого привлекать их к выполнению поставленных задач. Полностью готовой к выполнению всех возложенных задач является рота старшего призыва. Комплектование батальона Почетного караула военнослужащими - контрактниками или прапорщиками нецелесообразно в виду определенных сложностей в подборе кандидатов, которые отвечали бы предъявляемым к кандидатам требованиям по параметрам подбора.

4c47ce1db4d90f9ae6f6e82a44e5bfc7
На протяжении нескольких лет парадная коробка Почетного караула внутренних войск МВД Украины признается лучшей среди всех остальных участников парадов. Ребят, марширующих в парадном расчете, всегда отличает некая расслабленность и кажущаяся вальяжность при совершенной синхронности движений, что является решающим для визуального восприятия. Отработанная до автоматизма техника прохождения, серьезная психологическая подготовка создают эффект полной уверенности и самодостаточности. Поэтому, во время прохождения маршем военнослужащие парадной коробки не напряжены и не заняты мыслями о том, как в данный момент выполнять строевые приемы.

Организационно-штатная структура батальона Почетного караула состоит из 3 учебно-боевых рот трехвзводного состава, а так же автомобильного отделения. В общую численность Почетного караула входят офицеры, прапорщики, сержанты-военнослужащие по контракту и солдаты.

Составленная таким образом организационно-штатная структура позволяет обеспечить участие Почетного караула одновременно в проведении нескольких ритуалов. И главное - в период демобилизации-призыва военнослужащих срочной службы эта система дает возможность обеспечить наличие подготовленных подразделений для исполнения заданий, возложенных на Почетный караул.

УниформаПравить

Y 34d33661
Особое значение для завершенности визуального образа парадного подразделения имеет форма одежды, образцы которой специально разрабатываются с учетом национальных традиций и условий, которые диктует современная мода.

Учебно - строевая рота, готовая к выполнению поставленных задач состоит из знаменной группы и трех взводов, которые отличаются формой одежды по цвету, символизирующему принадлежность к видам подразделений МВД Украины: 1-й взвод - темно-синяя форма (форма милиции), 2-й взвод - светло-синяя форма (форма внутренних войск); 3-й взвод - черная форма (форма подразделений специального назначения). Форма одежды делится на летнюю и зимнюю. Летняя форма одежды состоит из фуражки темно-синего цвета с малиновым околышком, который расшит галуном и украшен золотистой вышивкой на тулье; мундир и брюки в сапоги, соответствующего цвета (у офицеров и знаменной группы мундир светло-серого цвета); белая сорочка с черным галстуком; перчатки летние белого цвета; ремень поясной парадный белый с золотистой вышивкой; аксельбант золотистого цвета; хромовые сапоги черного цвета. Зимний вариант этой формы состоит из шапки-ушанки из натурального каракуля, пальто соответствующего цвета с каракулевым воротником; белого кашне; ремень поясной парадный белый с золотистой вышивкой; аксельбант золотистого цвета; перчатки зимние белого цвета; хромовые сапоги черного цвета.

Один день в полку ПрезидентаПравить

392704 3
В Президентском полку тяжело служить, здесь большие нагрузки, надо выкладываться по полной. И самое главное – зарплаты маленькие. Поэтому так мало желающих связать свою судьбу с этой воинской частью. Наш рассказ – о буднях элитной в/ч.

Подчас выпускники военных институтов, "разведав" о предстоящем распределении в Президентский полк, всеми правдами и неправдами пытаются отказаться от этого заманчивого, казалось бы, предложения, например, прячутся в госпиталях.

Наверняка об этих острых проблемах известно в Администрации Президента. Но вот что подмечено. Во времена Ющенко чиновники пытались всячески угодить верховному главнокомандующему. По их указанию воины почетного караула изменили даже строевой шаг, перейдя с традиционного прусского на обычный походный, в общем — на "демократический" шаг. При этом во время движения карабин должен лежать на плече и на вытянутой руке (обычно локоть прижат к бедру, оружие держат перпендикулярно земли).

488027 200
"Ющенковский шаг" не нравился ни зрителям, ни солдатам, ни офицерам. Более того, служивых подчас упрекали, что, дескать, это они придумали такое новшество. С переменой власти в полку вернулись к классике, то есть затея шагать в "духе Виктора Андреевича" приказала долго жить.

Но каковы же будни полка? На часах 7.30 утра. Мы едем встречать начальника генерального штаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковника Бинде Ченя, который прибыл в Украину с официальным визитом.

Мы — это воины сводной роты почетного караула Отдельного полка Президента Украины и корреспондент. Журналистский интерес продиктован одним — "прослужить" один день в элитной воинской части, увидеть ее будни изнутри, рассказать о малоизвестных страницах.

В салоне автобуса я сижу рядом с офицерами Эдуардом Голованчуком и Алексеем Почтарем. Малость удивило, что мы выехали задолго до начала мероприятия. От столичной ул. Дегтяревской, где базируется полк, до МО (Воздухофлотский просп.) — не больше 3 км. Этот дорожный отрезок можно преодолеть за 20 мин., размышляю вслух.

1256649334 voin2

В повседневной форме и малиновом берете.

— А если на улице заторы? Или автобус вдруг сломается? — раздается голос майора Алексея Почтаря. — Несмотря ни на что, мы должны приехать вовремя.

Сегодня именно Почтарь возле парадного подъезда Минобороны в 9.00 будет отдавать рапорт китайскому генералу. Командир батальона почетного караула Эдуард Голованчук говорит, что из всего личного состава наиболее подготовленным офицером является Алексей Почтарь. Чтобы получить право быть начальником почетного караула, надо иметь отличные отметки по строевой, физической и боевой подготовке. Чуть сбавишь обороты — твое место тут же займет другой. К тому же в батальоне почетного караула может служить тот, у кого рост не ниже 1 м 82 см.

1256650249 kazarm-um

Казарма Почетного Караула.

Здесь надо пояснить: для выполнения единовременной задачи особой важности во время официальной встречи высокого иностранного гостя или же с целью обеспечения церемонии возложения венков на государственном уровне начальником почетного караула на конкурсной основе назначают лучшего офицера. Это может быть командир роты или же кто-то из батальонного руководства. К примеру, Алексей Почтарь занимает должность начальника штаба батальона почетного караула.

В дороге расспрашиваю своих спутников о различных внештатных ситуациях. И узнаю, что однажды на Крещатике сломался автобус, в котором ехали солдаты почетного караула. Командир принял единственно правильное решение — пересесть на общественный транспорт. Вот так, на троллейбусе, они вовремя добрались до Мариинского дворца. Можно ли избежать подобных нежелательных эпизодов? Конечно. Надо лишь выделить деньги и укомплектовать подразделение новыми автобусами, желательно иномарками. Чтобы в салоне были шкафы и для формы, и для оружия. Кстати, таким транспортом обеспечены воины московского почетного караула (им по-доброму завидуют киевские коллеги). У нас же на покупку такой техники, как видим, средств нет. А жаль.

1256650264 tabl01
Сегодня под началом подполковника Голованчука — 4 автобуса марки ЛАЗ. Например, ЛАЗ-695 (солдаты называют его "дельфином", "аквариумом") сошел с заводского конвейера еще в начале 1990-х. Три машины (ЛАЗА-141) — 1997 г. выпуска. И хотя вся эта "четверка" после капремонта, однако преодолевать на ней большие расстояния (500—600 км) весьма проблематично.

Но что мы все о "железе". А человеческий фактор? Вижу, что майор Почтарь построил свою роту (три взвода: сухопутный, летный, морской) и пока есть 20 мин., тренирует ее. Слышу его замечания в адрес солдат: "Во время поворота туловища не опускайте подбородки", "четко фиксируйте руку".

1258047924 vrez
Только звучит первая фанфара оркестра, появляется легкая дрожь. Не за себя переживаю — за солдат, — говорит Алексей. — Хочу, чтобы все красиво получилось, хорошо. Мы ведь представляем лицо Вооруженных сил, а значит, и лицо страны. И вот завершающая фаза тренировки: "Варта! Для зустрічі справа. Зброя. Честь... Товаришу начальник Генерального штабу..."

Майор Почтарь отдает учебный рапорт подполковнику Голованчуку.

Через 10 мин. Почтарю уже пришлось действовать в реальной обстановке. Из здания МО вышел настоящий начальник Генштаба — главнокомандующий ВС генерал-полковник Григорий Педченко и принял доклад майора Почтаря. После этого была официальная церемония встречи генерала Бинде Ченя. На мой взгляд, все прошло без сучка и задоринки. Домой? Да, в казарму. Но каково оно, закулисье почетного караула?

— Вы тоже волнуетесь, когда по долгу службы отдаете рапорт? — расспрашиваю Эдуарда Голованчука.

1258047979 polk-2
— Волнение сказывается, это же естественно. Особенно, когда предстоит докладывать Президенту Украины. Многие, очевидно, думают: "А что в этом сложного? К главе государства строевым шагом подошел офицер и произнес: "Товаришу Президент України! Почесна варта та оркестр Почесної варти до проведення заходів готові..." Но они заблуждаются. Прежде всего тяжело психологически как солдатам, так и офицерам. Почтарь вам уже говорил, что мы в основном переживаем за личный состав.

— А себя как настраиваете? Может быть, повторяете некие особые слова? Откройте, пожалуйста, секрет.

— Тактика в таких случаях одна — выйти на плац и удостовериться, что есть строевой расчет, что он научен и умеет действовать в любой ситуации, в том числе непредвиденной.

— Например, какой?

Analitica.kiev.ua bbb

Почетный караул на тренировке.

— Бывает, что иностранный гость, приняв рапорт начальника почетного караула и поприветствовав воинов, не дожидается ответа ("Бажаємо здоров'я!") и уходит. В таких случаях солдаты должны понимать: что-то не так. Они смотрят на своего офицера, а тот движением головы, слегка опустив ее, показывает — ответ не нужен. Если же все происходит согласно протоколу, то командир поднимает голову вверх. И тогда раздается солдатское: "Бажаємо здоров'я!"

Казалось бы, мелочи, но они очень важны, убеждали меня собеседники.

— А если глава иностранного государства захочет поздороваться за руку с начальником почетного караула? — задаю вопрос Алексею Почтарю.

— Тогда — шашку в ножны, снимаю перчатку и протягиваю руку, — поясняет собеседник. — Давным-давно был такой случай (о нем рассказывают старожилы). Некая королевская персона протянула руку начальнику караула. От волнения офицер вместо ножен шашкой попал в шинель, пробив ее насквозь.

Baa1d9bf33cafb18134db3b1978442b4
К слову, шашка — оружие офицеров почетного караула (у командира морского взвода — палаш), а у солдат — карабины (хромированные и обычные, для тренировок). Карабины без бойков (эти детали хранятся в оружейной комнате отдельно). Наверное, мало кто из гражданских обращает внимание на шашку, которую во время официальных мероприятий держит в руке начальник почетного караула. Ее называют "генеральской". Офицеры говорят, что в Украине только одна такая. Еще в советские годы ее отыскали на каком-то армейском складе. Рукоять была костяной, ее украшал герб Союза. Уже в годы независимости поверх этого герба наклеили тризуб. А полтора года назад рукоять заменили на деревянную, из ореха.

— Увидев, что шашка нуждается в ремонте, я попросил помочь с этим житомирского краснодеревщика, который дружит с моим отцом. Он не отказал, — выдает "военную тайну" майор Почтарь.

Big 48233

Солдат Почетного полка в зимней форме встречает Виктора Януковича, Президента Украины.

На счету Алексея Почтаря около 300 официальных мероприятий. Во время инаугурации Виктора Януковича в сессионном зале Верховной Рады майор Почтарь принимал булаву из рук нового руководителя страны. Он хорошо помнит свой первый выход "на красную дорожку". Это было в 2004-м, когда в Киев прибыл президент Гвинеи. Алексей так сильно прижал шашку к ноге, что на теле образовалась ссадина.

Вспоминая сегодня тот эпизод, он улыбается. Алексею 29 лет. Родом из Житомира. Увлекается подводной охотой, но сетует, что свободного времени на хобби почти нет. В Киеве арендует квартиру. За эти "квадраты" ежемесячно платит 2 800 грн. А зарплата у него — 3 200 грн. У командира роты почетного караула и того менше — 2 500 грн.

Между прочим, в Москве, в Кремлевском полку получают в 8—10 раз больше, нежели киевские коллеги. Даже в Украине многие офицеры из обычных подразделений имеют более высокую зарплату, чем соратники по армейскому строю из Президентского полка.

PM350image005
Странное дело: рассказывая об армейских буднях, житейских передрягах, офицеры Президентского полка (а почти все они ютятся в общежитии, на территории части) не жаловались. Многие из них надеются, что рано или поздно у них, как говорит подполковник Голованчук, будет "свой шалаш", хорошие зарплаты. Сказано ведь: они представляют лицо Вооруженных сил. И не хотят, чтобы эта надежда однажды умерла.

С целью предоставления хотя бы какого-то жилья для прибывших офицеров командование Президентского полка вынуждено сооружать дополнительные перегородки в общежитии, уплотняя тем самым и без того маленькие комнатушки. Бывает, что некоторые ставят койки в канцеляриях своих рот, живут там.

— Не уходите из армии, — советует воинам архимандрит Киево-Печерской лавры отец Антоний (Новицкий).

Post-240-1164519018
В 1967—1969 гг. солдат Новицкий проходил срочную службу в роте почетного караула.

— Мы, слава Богу, тогда были гвардейцами, принимали участие в разных официальных церемониях, — рассказал он в коротком телефонном разговоре с корреспондентом. — Сегодня по мере возможности я стараюсь бывать в Президентском полку, интересуюсь жизнью солдат. Мне сшили военную форму, вручили малиновый берет. Правда, я еще купил пилотку советского образца. Хочу разыскать своих сослуживцев, организовать встречу в полку.

Post-240-1170588336
Отцу Антонию в этой воинской части всегда рады. Подчас перед бойцами он демонстрирует свою былую армейскую выправку. Офицеры убеждали меня, что у отца Антония и по сей день отличный строевой шаг. Хорошо выполняет он и приемы с карабином.

Конечно же, наставления священнослужителя слышал и комбат Эдуард Голованчук. Не уходить из армии? Родным домом Голованчука давно стало общежитие. С 1998 года его семья состоит на квартирной очереди в Киевском гарнизоне.

— Поначалу я интересовался, как продвигается эта очередь, а потом, узнав о своем призрачном шансе на жилье, перестал это делать, — делится наболевшим Эдуард Борисович.

W 3ce19a5e
Однако даже в такой ситуации Голованчук не махнул рукой на службу. Он, сын кадрового военного, не жалеет, что навсегда связал свою судьбу с армией. Уж больно нравится ему это дело. Год назад ему доверили командовать батальоном почетного караула.

— Да, у меня невысокая зарплата, — откровенничает он. — Но я точно знаю, что эти деньги непременно получу. Потому что держава обеспечивает стабильность. А в бизнесе как подчас? Сегодня ты успешен, удачлив, а завтра — банкрот.

W 089fafd4
В семье Голованчука растет сынишка Данил. Мальчику 6 лет.

— Пойдет по стопам отца? — невзначай спросил я комбата.

— Не думаю, — слышу в ответ. — Пусть лучше будет владельцем какого-нибудь свечного заводика.

На территории полка, в общежитии проживает с семьей и командир первого специального батальона майор Павел Гора, в недалеком прошлом участник миротворческих операций в Косово. Я поинтересовался у него:

— Ваша заветная мечта?

— Иметь свой угол, — произнес Павел Юрьевич. — Офицеры хотят быть защищенными в социальном плане. Ведь мы образцово выполняем свой долг, нами гордятся...

W 8337b55d
Когда в 1999 г. формировался Президентский полк, планировалось, что подразделение будет на особом счету, в частности год службы здесь будут засчитывать за полтора, плюс дополнительное жалование. Неудивительно, что еще 10 лет назад все вакансии в полку были заполнены. В 2002 г. для нужд воинской части государство выделило 45 квартир. Было очень много желающих служить в этой элитной в/ч. Но со временем в полку поняли, что обещанные льготы так и остались на бумаге. Десятки офицеров уволились по собственному желанию.
W a221e3d3
Когда Ющенко был премьером, то его "реформы" сильно ударили по военным. Это почувствовали на себе и парни из Президентского полка. В частности, были отменены бесплатные продовольственные пайки для офицеров. В эти наборы входили масло, крупы, рыба... Их выдавали раз в месяц. И они были очень большим подспорьем для многих семей.

Нынче Президентский полк испытывает кадровый голод. Об этом я узнал из разговора с командиром воинской части полковником Виктором Плахтием.

Y 1ccbfbfb
— У нас — 17 вакантных мест на должности командиров взводов, — поясняет Виктор Николаевич. — И хотя в полк получили распределение 10 офицеров, однако проблема все равно не снята с повестки дня.

— А контрактники вас не выручают?

— Нет. Жильем мы ведь не обеспечиваем. В полку имеют квартиры только командир, заместитель и начальник штаба. А все другие проживают на территории части. Почему нет офицеров? Большая текучесть кадров.
Y 2c554397
Очень низкие зарплаты. В то же время я прекрасно понимаю, что жалование личному составу невозможно взять и в одночасье повысить. Нет денег в бюджете.

Мы беседуем в служебном кабинете Виктора Плахтия (назначен на должность в мае 2008 г.). На книжной полке — "Закон Божий", "Тренировка футболистов", "Военная топография", "Затерянный мир" Конан-Дойля, "48 законов власти", "Двенадцать стульев. Золотой теленок", "Оружие пехоты", "Військове будівництво в Україні у XX столітті", "Курс высшей математики", иконки, сувениры. В углу — аквариум с рыбками, возле рабочего стола — пышный вазон, ряд телефонов.

Y 3cded61f

Получают награды по случаю 9 мая.

— У вас, наверное, есть прямая телефонная связь с президентом?

— Нет. Полк подчиняется непосредственно командующему Сухопутными войсками генерал-полковнику Геннадию Воробьеву.

— Однажды в СМИ просочилась информация о том, что полк хотели передать "под крыло" Госохраны. Сегодня это уже не актуально?

— Да, в 2006—2007 гг., насколько мне известно, такие разговоры велись. Однако все осталось исключительно на уровне разговоров. Сегодня в составе полка — 3 батальона и отдельные подразделения боевого, технического и тылового обеспечения.

Y bfebffb1

Полученные награды.

— А чем гордится в/ч А-0222, Виктор Николаевич?

— Солдатам нравится, что они проходят службу в Президентском полку, что носят малиновые береты — символ доблести и чести.

— Какие страницы хотелось бы забыть, вычеркнуть? В 2009 г. именно вы отдали под суд нескольких офицеров, которые поднимали руку на солдат.

— Это нельзя забывать. И по возможности напоминать об этом личному составу. Подобное недопустимо. В 2009 г. на скамье подсудимых (в разное время) оказалось три офицера этой воинской части. Один из них, замкомандира роты, поздним вечером пришел в казарму во хмелю. Бил солдат кулаком по голове, в челюсть, применял силовые приемы в виде заламывания рук и ног. Пускал в ход такие подручные средства, как ремень, указка, полотенце. Из чайника лил на головы подчиненных воду, требуя изображать зонтики, приказывал снять носки и "подготовиться к бою".

Y cb7e6386
Другой офицер, командир взвода, построил в казарме личный состав и дал команду: "Газы!" А затем стал проводить "разъяснительную работу" — саданул подчиненному кулаком в глаз. Если бы не принципиальность полковника Плахтия, то, возможно, о позорных фактах никто бы и не узнал.

А ведь эти выпускники украинских военных вузов, прежде чем попасть в Президентский полк, формально прошли сито конкурсного отбора. Никто не разглядел, что они с гнильцой. Стояла задача укомплектовать полк. В 2009 г. некомплект офицерского состава здесь составлял 35%. Только со временем стало понятно, какими "кадрами" пополнилась элитная часть. Да, они были осуждены, наказаны. Были ужесточены требования к кандидатам на офицерские должности.

Y 4d7ae963
...Отдельный разговор о форме воинов почетного караула. Говорят, что ее будут менять, что уже разработаны новые, экспериментальные образцы одежды. Офицеры полка наслышаны об этом, им даже передали несколько таких образцов. Какие изменения планируются? В кителе сделают так называемый воротник-стойку. Вместо хромовых сапог будут туфли или ботинки. Изменения коснутся шевронов, эмблем, кокарды. Другим покроем будет отличаться фуражка, с которой исчезнет казацкая звезда. На пуговицах вместо тризуба появится эмблема ВС.

За годы независимости форма почетного караула менялась несколько раз. Например, желтые ремни были заменены на белые (для солдат), были введены каракулевые воротники.

Y 7c694878

У могилы.

В каждой роте почетного караула есть свой хранитель мундиров и прочего гардероба — старшина. С одним из них я и познакомился. Младший сержант-контрактник Евгений Мороз "заведует" летней и зимней формой представителей Сухопутных войск (70 комплектов). Раньше он служил срочную в батальоне. Однако в гражданской жизни не смог найти себя, поэтому снова оказался в строю. Мечтает об офицерской карьере. Проживает с женой и сыном в общежитии.

Евгений показывает каракулевые шапки. В каждую из них насыпан табак (против моли). Старшина особенно оберегает шинели — периодически выносит их на улицу, проветривает на специальных стойках.

Воины почетного караула имеют и церемониальную форму одежды — казацкую. Она была введена в 1998 г. Используется крайне редко. В ней тяжело и жарко.

213f7193aa54

"Казацкая" форма.

— С этими казацкими мундирами одна головная боль, — добродушно высказывают критические замечания офицеры. — Ее очень трудно одевать. И долго: минут 40 требуется. Самому, без помощника, в такой мундир не облачиться. Вы удивитесь, но пояс казака надо каждый раз непременно "зашивать" с помощью иголки и нитки.

Хотя одежда красивая — эполеты, китицы, узоры, дорогое шитье "под золото". А хромовые полусапожки — просто чудо: легкие и даже элегантные.  Сегодня казацкая под большим вопросом. Дизайнеры разработали новую церемониальную форму. Ее основными элементами, возможно, станут голубой жупан, казацкие шаровары, каракулевые шапки в гетманском стиле, сапоги.

Обувь подразделения — также одна из главнейших задач старшины.

— Знаете ли вы, что такое "черное зеркало"? — неожиданно спросил меня Евгений Мороз. — В голенище начищенного до блеска сапога видишь свое отражение.

Y 8b098a70
Оказывается, в батальоне почетного караула наработаны свои методики подготовки сапог, брюк к официальным мероприятиям. Мне рассказывали и про парафин, и про мыло, и про подковки на каблуки ("для звука").

После "экскурсии" по подразделениям президентского полка я снова зашел в кабинет полковника Плахтия. В блокноте был вопрос:

— О чем бы вы попросили президента, если бы вдруг представилась такая возможность?

Y 8e2c9036
Командир полка на пару секунд задумался.

— Наверное, ни о чем не просил бы. О жилье для офицеров? Но это ведь не к президенту вопрос. Да и некорректно мне обращаться с этим. Но, может быть, просто проинформировал бы его, что есть такая проблема. И она очень острая.

ГалереяПравить

См. такжеПравить

СсылкиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики