Фэндом

ВикиВоины

Бретёры

3867статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Бретер — заядлый, "профессиональный" дуэлянт, готовый драться на дуэли по любому, даже самому ничтожному поводу. Чаще всего дуэль намеренно провоцировалась бретёром.

В более широком значении, бретёр — задира, забияка, скандалист. Производное существительное бретёрство используется для обозначения вызывающего поведения забияки и задиры, а также проявления лихости, граничащей с безумием.

История бретёрстваПравить

Помимо разговорной речи, термин получил определённое распространение в русской литературе XIX века. Бретёрство зародилось во Франции, предположительно, в XVII веке, в эпоху господства дуэлей на холодном оружии. Изначально бретёрство преследовало скорее материальные интересы — в порядке вещей было завладеть после дуэли оружием или, к примеру, сапогами жертвы.

Впоследствии, с формированием жёстких дуэльных кодексов и переходом на огнестрельное оружие, бретёрство утратило материальную составляющую, превратившись в открытую демонстрацию лихости, отваги и воинского искусства бретёра.

Тактика поведения бретёра в большинстве случаев сводилась к провокации противника любыми способами на поединок и гарантированной победе в дуэли. При этом бретёры нередко проявляли немалое мастерство и изобретательность. В особенности это касалось непосредственно дуэли, в процессе которой бретёры зачастую демонстрировали неординарную отвагу и выдержку.

Ю.М. Лотман в статье "Дуэль" приводит в качестве классического случая поведения бретёра дуэль Завадовского и Шереметева (1817): Когда они с крайних пределов барьера стали сходиться на ближайшие, Завадовский, который был отличный стрелок, шел тихо и совершенно спокойно. Хладнокровие ли Завадовского взбесило Шереметева или просто чувство злобы пересилило в нем рассудок, но только он, что называется, не выдержал и выстрелил в Завадовского, еще не дошедши до барьера. Пуля пролетела около Завадовского близко, потому что оторвала часть воротника у сюртука, у самой шеи. Тогда уже, и это очень понятно, разозлился Завадовский. "Ah!" — сказал он,— "il en voulait à ma vie! A la barrière" (фр. Ого! Хотят моей жизни! К барьеру!). Делать было нечего. Шереметев подошел. Завадовский выстрелил. Удар был смертельный,— он ранил Шереметева в живот!

В России, где на протяжении почти двух веков царил настоящий культ поединков, но не было единого дуэльного кодекса, бретёры считались носителями дуэльных правил и норм поведения и, как следствие, часто выступали секундантами на дуэлях. При этом бретёры часто экспериментировали с дуэльными правилами, чем, отчасти, объясняются расхождения русских дуэльных традиций с европейскими (по мнению некоторых историков, бретёры "культивировали" особенно кровавую и жестокую дуэль).

Бретёрами слыли такие известные личности, как А.И. Якубович, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, граф Ф.И. Толстой ("Американец"), князь Ф. Гагарин.

См. такжеПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики