ФЭНДОМ

Весло — специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли (служит в качестве рычага). Иногда используются в качестве оружия.

Устройство весла Править

Весло для уключенной гребли состоит из:

  • ручки, или рукоятки;
  • валька;
  • веретена;
  • лопасти.

Ручка (собственно узкая оконечность валька) — то место, за которое гребец держится руками.

Вальком называется часть весла от уключины до ручки, как правило шестигранной, четырехгранной или круглой формы. Валёк должен быть немного легче, чем вся остальная часть весла, этот перевес называется водовесость. В случае если водовесость велика, то есть забортная часть весла очень тяжела, валёк уравновешивают свинцом.

Веретено — часть весла от лопасти до валька, всегда круглая, в виде шеста. Место, где веретено переходит в валёк, может укрепляться кожаной или полимерной манжетой для того, чтобы вёсла не перетирались об уключины.

Veslo

Устройство весла:
1. Ручка
2. Валёк
3. Манжета
4. Веретено
5. Лопасть
6. Оковка.

Лопасть — широкая оконечность весла, всегда более или менее плоская. Лопасть опускается при гребле (при правильнойгребле — 3/4 лопасти) в воду и служит точкой опоры для весла. Тонкий конец лопасти весла может быть окован металлической полосой (оковка) для прочности.

Вёсла изготавливают из различных видов древесины, разнообразных металлов и полимеров. Деревянные вёсла изготавливаются преимущественно из ели и ясеня.

Типы и виды вёсел Править

По преднозначению для разных видов гребли весла делятся на:

  • уключенные и безуключенные;
  • распашные, когда на банке (скамейке) сидит один гребец и гребёт одним веслом (распашные вёсла всегда с круглыми вальками);
  • вальковые, при которых на каждой банке сидит по два гребца;
  • двулопастное весло для гребли на байдарках;
  • весло-гребок — короткое весло (по большей части с круглой лопастью), которое употребляется в узких каналах и при гребле на каноэ.
  • весло с крюком на конце - используется как багор.

Распашные весла могут иметь до 6-6,5 метров длины. На античных судах, где гребцы сидели в три и даже пять рядов, один выше другого, весла верхнего ряда имели очень большую длину и на каждое весло полагалось до 6 гребцов.

На небольших лодках один гребец гребёт, как правило, двумя веслами.

На шлюпках весла получают название от банки, а также и стороны, на которой гребут этим веслом;

  • так, например, загребное весло с правой (первое от кормы на правой стороне),
  • загребное весло с левой (третье от кормы на левой стороне шлюпки),
  • баковые (два самых передних весла),
  • второе с баку на правой (загребное весло от носу на правой стороне) и т. д.

ИспользованиеПравить

Реальные случаиПравить

  • В 1612 году известный самурай Мусаси Миямото убил веслом другого самурая Кодзиро Сасаки. Согласно одной из версий, Мусаси, добираясь на лодке на остров, где должна была происходить дуэль, обнаружил, что забыл катану (по другой версии — он специально не брал свой меч, выражая свое презрение к противнику и говоря о том, что для победы над ним ему катана не понадобится). Тогда Миямото выхватил у лодочника весло, и, обтесав его с помощью своего танто, придал некое подобие боккэна. Выйдя на берег к поединщику, он нанёс два быстрых удара своей палкой, бросил её на поверженного самурая и вернулся в лодку. Кодзиро даже не успел достать свой меч.

КомиксыПравить

  • В комиксах Marvel пару деревянных весел использует Сосуми Браун — альтернативная версия Карателя. Она может использовать их, чтобы отбить пули обратно в тех, кто послал их в нее.

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики