ФЭНДОМ

Винтовка Мосина — российская винтовка со скользящим затвором, созданная в 1891 году.

Является одной из самых распространенных видов стрелкового оружия, с которым воевали солдаты, принимавшие участие в войнах первой половины XX века. Один из видов стрелкового оружия, простоявшего на вооружении армии/армий несколько десятков лет.

История созданияПравить

К концу девятнадцатого века на вооружении европейских армий уже появились магазинные винтовки со скользящим затвором, стреляющие малокалиберным патроном с бездымным порохом. Русская армия, использовавшая однозарядную винтовку Бердана с крупнокалиберным патроном, снаряжаемым чёрным порохом, серьёзно отставала от них. Поэтому в 1882 году российское командование объявило конкурс на создание новой винтовки. Требовалось создать многозарядную винтовку со скользящим затвором под новый трёхлинейный (7,62 мм) патрон.

К 1890 году на конкурс было представлено свыше 20 опытных образцов. Но главными фаворитами этого конкурса стали две системы — капитана С.И. Мосина и бельгийского конструктора Леона Нагана. Обе эти винтовки имели свои достоинства и недостатки; в итоге на вооружение была принята винтовка Мосина, но с использованием наиболее удачных узлов конструкции Нагана.

Боевое применениеПравить

Первыми на вооружение винтовку Мосина получили гвардейские полки и части Санкт-Петербургского военного округа. А первый случай боевого применения имел место в 1900 году в Китае. Тем не менее, число этих винтовок было тогда ещё сравнительно невелико, как и в русско-японской войне. Однако "трёхлинейка" смогла проявить свои выдающиеся боевые качества — высокую точность, убойную силу и надёжность при невысокой стоимости.

Первую Мировую русская армия встретила, вооружённая винтовками Мосина практически полностью. В гражданскую войну они также была основным оружием обеих противоборствующих сторон; в СССР "трёхлинейка" также сохранила свою роль.

В 1930 году винтовка была модернизирована. Она получила 730-мм ствол, закрытый сверху деревянной накладкой. Во время Великой Отечественной войны это оружие было основным в советской пехоте, кавалерии и других родах войск. Тем не менее, к концу войны автоматическое оружие сильно потеснило её. Окончательно "трёхлинейка" (в виде карабина обр.1944 года) была снята с вооружения Советской Армии только в середине 1950-х годов. Она весьма активно применялась в ходе локальных конфликтов в Азии в 1950-х - 1970-х годах; некоторые повстанческие группировки используют эту винтовку и сейчас. В современной России винтовка Мосина продается на руки гражданскому населению по лицензии на нарезное оружие; значительное количество этих винтовок находится на руках у граждан.

Особенности конструкцииПравить

ПатронПравить

1200

Ранние модификации винтовки Мосина заряжались трёхлинейным (7,62 мм) патроном с пулей закруглённой формы. Такие патроны уже практически не использовались в передовых армиях мира из-за небольшой дальности стрельбы (не более 1000 метров). Пуле приходилось преодолевать достаточно большое сопротивление воздуха; её траектория была очень высокой. Тем не менее, такая пуля была чрезвычайно опасна, так как она практически полностью передавала свою энергию человеческим тканям, нанося очень тяжёлую рану.

В 1908 году на вооружение русской армии был принят новый патрон, с остроконечной пулей. Известный как "7,62х54 мм", он состоит на вооружение и в наше время. Под него было создано большое количество образцов стрелкового оружия (Пулемёт Максима, СВТ-40, ПК, СВД, пулемёт ДП, СВ-98).

ШтыкПравить

1198

Четырёхгранный штык стал одним из наиболее характерных символов винтовки Мосина. К концу XIX века он уже был устаревшим, но, тем не менее, являлся чрезвычайно опасным оружием. Он достигал более 40 см в длину и мог легко пробить тело человека насквозь. Помимо применения в бою, штык являлся отвёрткой для полной разборки оружия; иногда он применялся в качестве щупа при разминировании. Все винтовки Мосина (кроме карабинов) приводились к нормальному бою с примкнутым штыком.

ВариантыПравить

  • Пехотная винтовка образца 1891/1910 г. — базовая модификация. Имела ствол длиной 800 мм; разница — с 1910 г. применялся новый патрон с остроконечной пулей обр. 1908 г., известный как 7,62х54 мм.
  • Драгунская винтовка образца 1891/1910 г. — вариант для кавалерии; длина ствола — 724 мм.
  • Карабин образца 1907 года — для казаков, артиллеристов, моряков и прочих родов войск, для которых длинная винтовка неприемлема. Имеет ствол длиной 510 мм; использует только новый патрон.
  • Винтовка образца 1891/1930 г. — разработана в конце 1920-х для вооружения РККА. Имеет ствол длиной 730 мм; штык примыкается справа.
  • Карабин образца 1938/1944 года. — с 508-мм стволом; различие — в весе (3,5 и 4 кг соответственно).
  • ВМ МП-УОС — современный украинский вариант переделки 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/30 года советского производства, разработанный государственным предприятием "Укроборонсервис".

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики