ФЭНДОМ

Воздушно-десантные войска России — род войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

ИсторияПравить

2 августа 1930 года на учениях Московского военного округа подразделение из 12 человек выбросилось с парашютами с самолёта, и, приземлившись и распаковав стрелковое оружие, нанесло удар в тыл условному противнику. В 1931 г. в Ленинградском военном округе (ЛенВО) в составе 1-й авиабригады был создан опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека, предназначенный для десантирования посадочным способом. Затем в той же авиабригаде сформировали нештатный парашютно-десантный отряд. В августе и сентябре 1931 г. на учениях Ленинградского и Украинского военных округов отряд десантировался и выполнял тактические задачи в условном тылу противника.

В 1932 году РВС СССР принял постановление о развёртывании отрядов в авиационные батальоны особого назначения (бОСНАЗ). К концу 1933 уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав ВВС. На Ленинградский военный округ была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов. По меркам того времени воздушно-десантные части являлись действенным средством дезорганизации управления и тыла противника. Они должны были применяться там, где другие рода войск (пехота, артиллерия, конница, бронетанковые войска) не могут в данный момент решить эту задачу, и предназначались к использованию высшим командованием во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, воздушные десанты должны были содействовать окружению и разгрому противника на данном направлении.

В предвоенные годы выделялось много сил и средств на развитию воздушно-десантных войск, разработку теории их боевого применения и практическую подготовку. В 1934 году на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов. В 1935 году на манёврах Киевского военного округа было десантировано парашютным способом 1188 десантников и высаживался посадочный десант в составе 2 500 человек с боевой техникой. В 1936 году в Белорусском военном округе было десантировано 3000 парашютистов, высажено посадочным способом 8 200 человек с артиллерией и другой боевой техникой. Присутствовавшие на этих учениях приглашённые иностранные военные делегации были поражены величиной десантов и мастерством десантирования. Особое же внимание уделил немецкий полковник Курт Штудент — будущий глава ВДВ Германии.

В ходе Великой Отечественной войны советские войска неоднократно проводили крупномасштабные воздушно-десантные операции. Правда, не все они были успешны, и много советских десантников погибло под Вязьмой и под Киевом. Тем не менее, немцы считали их достойным противником и чрезвычайно боялись.

2038

Десантники на параде Победы 9 мая 2009 года.

3 июня 1946 года ВДВ были выведены из состава ВВС в Резерв Верховного Главнокомандования с прямым подчинением министру обороны. В 1946 году в воздушно-десантные были переформированы десять гвардейских стрелковых дивизий, а в 1948 — ещё пять. Кроме того, выросла и роль, отводимая ВДВ в планах советского военного руководства: массовое применение пяти воздушно-десантных корпусов должно было сыграть важную роль в возможном конфликте с Западом. Все соединения ВДВ получили почётные наименования "гвардейских" и комплектовались физически крепким и особо подготовленным личным составом. Своего расцвета они достигли во время пребывания в должности командующего ВДВ генерала В. Ф. Маргелова, именно тогда они получили прозвище "войска дяди Васи".

ВДВ сыграли одну из основных ролей во время конфликтов в Афганистане и Чечне, где наряду со спецподразделениями они были основной силой, наносившей самые большие потери террористам.

В 1995 г. на базе соединений ВДВ были сформированы миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине, а в 1999 г. – в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия).
С 2005 г. в ВДВ сформированы три компонента:

  • воздушно-десантный (основной) – 98-я гв. вдд и 106-я гв.вдд 2-полкового состава;
  • десантно-штурмовой – 76-я гв. десантно-штурмовая дивизия (дшд) 2-полкового состава и 31-я гв.отдельная десантно-штурмовая бригада (одшбр) 3-батальонного состава;
  • горный – 7-я гв. дшд (горная).
1974-1

Генерал армии Василий Филиппович Маргелов.

В соединения ВДВ поступает современное бронетанковое вооружение и техника (БМД-4, бронетранспортер БТР-Д "Ракушка", автомобили КамАЗ).

С 2005 г. подразделения соединений и воинских частей ВДВ принимают активное участие в совместных учениях с подразделениями вооруженных сил Армении, Белоруссии, Германии, Индии, Казахстана, Китая, Узбекистана. В августе 2008 г. воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях. Два соединения ВДВ (98-я гв. вдд и 31-я гв. одшбр) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ).

В конце 2009 г. в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.

Современный составПравить

1885
Современная численность ВДВ России составляет около 35 тысяч человек, сведённых в четыре дивизии, пять бригад (одна воздушно-десантная и четыре десантно-штурмовые, формально не подчиняющиеся командованию ВДВ) и два отдельных полка. 

Численность Править

По официальным данным на 2010 год численность ВДВ России составляет 35 000 военнослужащих в составе:

  • Офицеры — 4 000 человек, из которых 400 человек занимают сержантские должности.
  • Военнослужащие (сержантский и солдатский состав по контракту) — 7 000 человек.
  • Военнослужащие (сержантский и солдатский состав по призыву) — 24 000 человек.
  • Гражданский персонал (ГОСЛы, служащие и рабочие) — 28 000 человек.

ВооружениеПравить

799px-Izhmash SVDS Sniper Rifle

СВДС.

Стрелковое оружие у первых советских десантников ничем не отличалось от обычного пехотного. Однако они — первые организованные в отдельный род войск парашютно-десантные части — были первыми в мире, получившими бронетехнику. Грузоподъёмность тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 была вполне достаточной для транспортировки лёгких танков. К слову, англичане применили подобную технику только в 1944 году в Нормандии, а затем в Голландии.   Также этот самолёт мог вмещать до 50 парашютистов (вместимость, к примеру, Ю-52 составляла 18). ВДВ применяли и вариант С-47Ли-2 с усиленным оборонительным вооружением. Тяжёлое пехотное вооружение сбрасывалось не в контейнерах, как в западных армиях, а в парашютно-десантных мягких мешках, которые применяются и по сей день.

2054-1

БМД-1.

После войны Советский Союз стал первой страной, в которой разрабатывалась специализированная бронетехника и вооружение для воздушно-десантных войск. Практически любой образец стрелкового оружия имел модификацию "С" — со складывающимся прикладом для десантников. Бронетехника и артиллерия разрабатывались сначала для десантирования с помощью тяжёлых планеров. Однако к концу 1950-х годов ВДВ и ВВС получили тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-12, способный поднять в воздух и сбросить 60 парашютистов. Также он мог сбрасывать новую самоходную артиллерийскую установку АСУ-57, специально созданную для ВДВ. Её 57-мм пушка, созданная на базе ЗиС-2, была способна поражать практически все танки потенциального противника. Чуть позже появилась АСУ-85, с более мощной 85-мм пушкой. Эти машины значительно повысили боевые возможности ВДВ.

2042

Лёгкий танк Т-37А.

В 1969 году впервые в СССР был создан отдельный класс бронетехники — боевые машины десанта. Фактически, это разновидность боевых машин пехоты, специально предназначенные для воздушного десантирования. Специально для них была разработана специальная парашютная система "Кентавр", благодаря которой стал возможен сброс техники вместе с экипажем. Впоследствии для условий Афганистана была создана БМД-2, вооружённая скорострельной 30-мм пушкой с большим углом подъёма ствола, а вслед за ней — БМД-3, отличающаяся повышенной стойкостью к подрывам на минах. Также разработана и принимается на вооружение БМД-4, отличающаяся самой высокой для авиадесантных боевых машин огневой мощью (100-мм пушка-пусковая установка ПТУР и спаренная с ней 30-мм 2А42).

УниформаПравить

1305
В довоенные годы личный состав частей ВДВ носил летную форму одежды, голубые фуражки и петлицы. Потом, уже во время войны, десантникам ввели общевойсковую форму.

Традиция ношения тельняшек — традиционных рубашек флота — была заложена самим В. Ф. Маргеловым, который носил тельняшку, подаренную ему моряками во время боевых действий под Ленинградом и в Прибалтике. Правда, цвет поперечных полос изменён на светло-синий.

Берет стал форменным головным убором ВДВ в 1967 году. Изначально он был малинового цвета (большинство воздушно-десантных частей в мире носят такие по сей день). Однако позднее были введены голубые береты, которые являются самым узнаваемым элементом обмундирования российских десантников и по настоящее время. Интересно, что в чехословацких событиях 1968 года бойцы 103-й воздушно-десантной дивизии были еще в малиновых беретах, а десантники 7-й — в голубых, из-за чего их нередко путали с миротворцами ООН. Однако в боевой обстановке российские десантники в качестве головного убора используют кепку или шапку-ушанку.

ГалереяПравить

Интересные фактыПравить

  • Генерал спецназа США Тим Хейк в 1997 году однажды сказал: "Дайте мне роту русских десантников, и я поставлю мир на колени". После этой фразы его обвинили в непатриотизме.
  • В американском военном уставе есть любопытные выдержки о "голубых беретах":
    • Захваченный в плен Российский десантник, как в голубом, так и в черном берете, не считается военнопленным — его расстреливают на месте.
    • Людей Маргелова не брать в плен, а расстреливать их на месте, так как в плену десантник является диверсантом.

ИсточникиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики