Wikia

ВикиВоины

Гладиус

Обсуждение1
2151статья на этой вики
Гладиус
220px-Gladius in hand
Тип: Холодное оружие, Меч
Дистанция: Ближняя
Материал: Сталь, железо, металл, бронза
Длина: До 60 см
Время: IV век до н. э. - V век н.э.
Происхождение: Италия Италия (Римская Империя)
Область Применения: Италия Италия (Римская Империя)
Пользователи: Гладиаторы, Римские легионеры, Гастаты, Центурионы, Принципы, Триарии
Разновидности: Испанский гладиус, Гладиус Майнц, Гладиус Фулхэм, Гладиус Помпеи
Гладиус — обоюдоострый короткий римский меч, преимущественно колющего типа для ближнего боя.

Общая информация Править

Гладиус или гладий — римский короткий меч (до 60 сантиметров). Предположительно был позаимствован и усовершенствован римлянами у древних жителей Пиренейского полуострова. Гладиус были обоюдоострыми для нанесения режущих ударов, и имел клиновидное острие с широкой режущей кромкой для нанесения мощных колющих ударов. Прочный эфес состоял из выпуклой рукояти, возможно с углублениями для пальцев, и увеличенного шарообразного навершия для балансировки. Прочность клинка достигалась сваркой вместе полос металла, в этом случае меч имел канал вниз по центру, или, изготавливаясь из одной заготовки высокоуглеродистой стали, ромбовидной формой в поперечном сечении. Имя владельца часто гравировалось или выбивалось на клинке. Рубить гладиусом было вполне возможно, но рубящие удары считались предварительными, считалось, что убить противника можно только сильным колющим ударом, для таких ударов меч и был предназначен. Гладиус пользовался популярностью у спартанцев, Легионеров и греческой пехоты, а также у гладиаторов. В руках умелых воинов им наносились быстрые и смертоносные удары, однако его длина позволяла вести бой с противником только вплотную. Использовался в основном для боя в строю, однако опытные легионеры умели им фехтовать, с таким же мастерством как и рубить, резать или колоть.

Типы гладиусов Править

Использовались несколько различных проектов; среди коллекционера и исторических реконструкторов три основных вида известны как гладиус Майнц, гладиус Фулхэм, и гладиус Помпеи (эти названия ссылаются на места, где были найдены канонические экземпляры этих мечей). Более свежие археологические находки нашли более раннюю версию, Испанский гладиус.

Различия между этими вариантами довольно тонкие. Оригинальный испанский меч, имел небольшое искривление клинка "талия осы" или "клинок-лист". Такой меч использовался в республике. Тип Майнц стал использоваться на границах ранней империи. Этот тип сохранил искривление клинка, но более короткий и широкий клинок сделали острие треугольным. В самой республике вошла в употребление менее эффективная в сражении версия Помпеи. В ней не было искривления, она имела удлиненный клинок и уменьшенное острие. Гладиус Фулхэм был компромиссом, с прямыми лезвиями и длинным острием.

Испанский гладиусПравить

Gladius Hispaniensis

Испанский гладиус
Длина меча: 75-85 мм
Ширина меча: 5 см
Длина клинка: 60-68 см
Вес: около 900 граммов.

Использовался не позднее чем 200 до н.э. до 20 до н.э. Активно использовался кельтиберами. Он был наибольшим и самым тяжелым из гладиусов. Самый ранний и самый длинный из гладиусов, он имел выраженую листообразную форму. Максимальный вес составлял около 1 кг для наибольших версий, более стандартный весил около 900 г. с деревянной рукоятью.

Гладиус "Майнц"Править

Gladius mainz

Гладиус "Майнц"
Длина меча: 65-70 см
Ширина меча: 7 см
Длина клинка: 50-55 см
Вес: около 800 граммов.

Майнц был основан как римский постоянный лагерь в Могунтиакум примерно в 13 году до н.э. Этот большой лагерь обеспечил популяционную основу для растущего города вокруг него. Изготовление мечей вероятно началось в лагере и было продолжено в городе; например, Гай Гентлий Виктор, ветеран 12-го Легиона, использовал свою демобилизационную премию, чтобы начать дело как гладиариус - изготовитель и продавец оружия. Мечи, сделанные в Майнце, продавались в основном на север. Вариация гладиуса "Майнц" характеризовалась небольшой талией клинка и длинным острием.

Гладиус "Фулхэм"Править

Gladius Fulham

Гладиус "Фулхэм"
Длина меча: 65-70 см
Ширина меча: 6 см
Длина клинка: 50-55 см
Вес: около 700 граммов.

Меч, который дал название этому типу, был выкопан из Темзы около города Фулхэма и должен, поэтому, датироваться временем после римской оккупации Британии. Это было после вторжения Аулия Платия в 43 году н.э. Он использовался до конца того же самого столетия. Он считается промежуточным звеном между типом Майнц и типом Помпеи. Некоторые считают это развитием типа Майнц, или же просто этим типом. Клинок немного более узкий, чем у типа Майнц, главное различие - треугольное острие.

Гладиус "Помпеи"Править

Gladuis pompeii

Гладиус "Помпеи"
Длина меча: 60-65 см
Ширина клинка: 5 см
Длина клинка: 45-50 см
Вес: около 700 граммов.

Названный в наше время в честь Помпей, римского города, в котором погибло множество жителей - несмотря на усилия римского флота эвакуировать людей - который был разрушен вулканическим извержением в 79 году н.э. Там были найдены четыре экземпляра мечей. Меч имеет параллельные лезвия и треугольный наконечник. Он является самым коротким из гладиусов. Стоит заметить, что его часто путают со спатой, которая была более длинным рубящим оружием, используемым вспомогательными войсками верхом. За эти годы тип Помпеи стал более длинным, и более поздние версии упоминаются как полу-спаты.

ГалереяПравить

Викия-сеть

Случайная вики