ФЭНДОМ

Pichalka1 Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Готы — германский народ II—IX веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы. Это были германские племена, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо). В первые века нашей эры они проделали путь из Швеции к Чёрному морю и реке Дунай, достигнув самых аванпостов Римской империи.

Ранняя история готов Править

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Хотя вопрос о родстве готов с протошведским племенем гётов спорен, под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза).

С переправы готов со Скандинавского полуострова на основную территорию Европы некоторые историки начинают отсчёт Великого переселения народов. Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии.

Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье предположительно занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове "исполин". В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура, с центром на среднем Днестре, а более раннему периоду их истории — культура вельбарская.

Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные — "Гетика" Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, "Сага о Хервёр"), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван "речной дом" — Археймар.

Около 230 года готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

Готские войны Править

  • В III веке готы вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).
  • В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму.
  • Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею.
  • В 262 году нападению подверглась Фракия.
  • В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин.
  • В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Аврелиан вынужден оставить Дакию варварам.
  • В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс).
  • В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье.
  • В 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
  • В 378 готы разбивают армию римского императора при Адрианополе.

Типы готовПравить

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики