ФЭНДОМ

Pichalka1.jpg Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Гутрум — военачальник викингов-данов, участник датского вторжения в Англию (865 - 878 гг.), первый король Восточной Англии после её завоевания норманнами (880 - 890 гг.).

БиографияПравить

Происхождение ГутрумаПравить

Происхождение Гутрума точно неизвестно. Мнение ряда датских историков о его родственных связях с королём Хедебю Хориком I не получило поддержки большинства современных историков.

Первое упоминание о ГутрумеПравить

Предполагается, что Гутрум в числе других конунгов принял участие в начавшемся в 865 году вторжении датских викингов на земли англосаксонских королевств Уэссекс, Восточная Англия, Мерсия, Кент и Нортумбрия. Войском викингов, получившим название "Великое войско язычников", командовали два сына Рагнара Лодброка, Ивар Бескостный и Хальфдан. Вероятно, после того как в 875 году войско данов разделилось и часть его во главе с Хальфданом Рагнарссоном ушла в Нортумбрию, Гутрум получил командование над той частью викингов, которая осталась действовать в Мерсии и Восточной Англии. В этом году, согласно сообщению Англосаксонской хроники, большое войско данов во главе с конунгами Гутрумом, Оскетелем и Анвендом перешло из Рептона в Кембридж и провела здесь следующую зиму — это первое упоминание о Гутруме в англосаксонских исторических источниках.

Военные действия 876 - 877 годовПравить

5rtty7.jpg

Весной 876 года Гутрум начал военные действия против Уэссекса: во главе флота он приплыл к Пул Харбору в Дорсете и соединился здесь с войском викингов, ранее высадившимся на побережье между реками Фроум и Трент. Сюда же подошло и уэссекское войско, которым командовал король Альфред Великий. В произошедшем около Уэрхема бою между данами и англосаксами победу, вероятно, одержало войско короля Альфреда, так как уэссексам удалось захватить укреплённый лагерь викингов. Однако, видя, что войско противника ещё очень сильно, король Уэссекса предпочёл вступить с викингами в переговоры, результатом которых стало заключение между данами и англосаксами перемирия: стороны обменялись заложниками, Альфред выплатил викингам неизвестную сумму денег в качестве отступного, а сами даны поклялись, что незамедлительно уйдут из Уэссекса. Но они не сдержали данной ими клятвы и в одну из ближайших ночей напали на стоявшее лагерем конное войско уэссексцев, убили почти всех и беспрепятственно ушли в Девоншир. Здесь они захватили город Эксетер, в котором зазимовали.

Первую половину 877 года войско данов провело в Эксетере, но осенью часть воинов во главе с Гутрумом выступила в поход на Мерсию, разграбив те её области, которые не подчинялись власти ставленника викингов, короля Кёлвульфа II. Воспользовавшись ослаблением сил данов в Девоншире, Альфред Великий собрал войско и осадил Эксетер. Уэссекский флот заблокировал городскую гавань и воспрепятствовал флоту викингов из 120 кораблей оказать помощь осаждённым. Узнав об этом, даны были вынуждены начать переговоры с королём Альфредом, дать ему заложников и покинуть Эксетер. Они двинульсь в Мерсию, где, соединившись с войском Гутрума, произвели раздел между собой бо́льшей части земель этого королевства, оставив Кёлвульфу II лишь его западные области.

Военные действия 878 годаПравить

Tmp9oidFX.jpg

Нападение войска Гутрума на УэссексПравить

В самом конце 877 года Гутрум начал подготовку к новому походу в Уэссекс. Собрав войско в Глостере, он в первые дни следующего года скрытно провёл своих воинов к вилле Чиппенхем в Уилтшире, где Альфред Великий праздновал рождественские праздники и в ночь на день Крещения неожиданно атаковал королевскую резиденцию. Уэссексцы не смогли оказать серьёзного сопротивления и были разбиты. Альфред лишь с немногими приближёнными смог спастись бегством и укрыться в сомерсетских лесах и болотах, в то время как даны за короткое время установили свой контроль почти над всей территорией Уэссекского королевства.

Битва при ЭтандунеПравить

Несмотря на потерю бо́льшей части своего королевства, Альфред не прекратил оказывать сопротивление завоевателям: в Девоне соммерсетскому ополчению удалось разбить войско данов, которым командовал Убба Рагнарссон, а после Пасхи в Этельни была возведена крепость, из которой воины Альфреда Великого совершали нападения на викингов. В мае по приказу короля у "Камня Эгберта" (современный Брикстон Деверилл в Уилтшире) собрались фирды из Сомерсетшира, Уилтшира и Хэмпшира. Войско уэссексцев двинулось к Этандуну (современный Эдингтон), где находился укреплённый лагерь Гутрума. В произошедшем между 6 и 12 мая сражением между англосаксами и данами победу одержало войско короля Альфреда. Понеся очень тяжёлые потери, оставшиеся в живых викинги отступили к своему лагерю, который был осаждён уэссексцами. Осада продолжалась 14 дней, но только после того как среди викингов начался голод, Гутрум вступил в переговоры с Альфредом Великим. Король Уэссекса выдвинул условиями перемирия с данами выдачу ему заложников по его усмотрению и крещение Гутрума, что викинги обещали исполнить. После того, как даны дали соответствующие клятвы, Альфред отвёл своё войско от их лагеря.

Крещение ГутрумаПравить

Исполняя условия перемирия, некоторое время спустя Гутрум вместе с тридцатью своими приближёнными приехал в Эллер около Этельни, где находился король Альфред. Здесь же, по свидетельству Англосаксонской хроники, состоялось и крещение Гутрума, хотя Ассер пишет, что это произошло только спустя восемь дней на королевской вилле в Уэдморе (в Сомерсете). Крёстным отцом предводителя данов стал сам правитель Уэссекса, давший своему крестнику христианское имя Этельстан, которое носил самый старший из его братьев, сыновей короля Эгберта.

Переехав вместе с Альфредом Великим из Эллера в Уэдмор, Гутрум ещё двенадцать дней оставался гостем при дворе короля Уэссекса. К этому времени некоторые историки относят заключение так называемого Уэдморского договора, как предполагается, определившего основы дальнейших взаимоотношений Уэссекского королевства с викингами, контролировавшими бо́льшую часть современной Англии. После повторения взаимных клятв о верности миру, Гутрум, получив от уэссекского короля богатые дары, возвратился к своему войску, расположившемуся на зимовку в Чиппенхеме.

Гутрум — король Восточной АнглииПравить

Провозглашение королёмПравить

Весь 879 год войско данов провело в своем лагере в Чичестере, куда оно пришло из Чиппенхема. Здесь к ним присоединилось ещё несколько отрядов викингов, высадившихся в устье Темзы и зазимовавших в Фулеме. В 880 году Гутрум выступил из Суссекса в поход на Восточную Англию. Точно неизвестно, правил ли этими землями ещё король Этельред II, или они уже не имели правителя, но, прибыв сюда, войско данов провозгласило Гутрума своим королём и разделило между собой земли Восточноанглийского королевства. Таким образом на территории современной Англии возникло второе, после королевства Йорвик, государство викингов и были заложены основы области датского права. Однако не всем норманнам была по душе оседлая жизнь земледельца или ремесленника и часть данов из числа тех, кто присоединился к войску Гутрума в прошлом году, отплыла для продолжения грабежей во Фландрию.

Новый конфликт с УэссексомПравить

Мир между данами Восточной Англии и Уэссексом просуществовал недолго: в 884 или в 885 году войско викингов из Лотарингии приплыло в Британию и осадило Рочестер, однако жителям удалось продержаться за городскими стенами до прихода уэссекского войска. Узнав о приближении короля Альфреда, викинги отступили, бросив свой лагерь, и вскоре возвратились обратно на континент. Хроники не сообщают, было ли это нападение сделано по договору с Гутрумом, но историки предполагают, на основе анализа последующих событий, что король Восточной Англии был причастен к этому. В ответ на вторжение, Альфред Великий послал свой флот разграбить восточноанглийское побережье: сначала уэссексцам сопутствовал успех и им удалось захватить в устье Стура 16 кораблей данов, но на обратном пути флот англосаксов был атакован большим флотом викингов и потерпел поражение. Также в этом году войско Гутрума совершило набег на территорию Уэссекского королевства, но в 886 году королю Альфреду удалось отвоевать у данов Лондон.

Вероятно, потеря Лондона заставила Гутрума вступить с Альфредом Великим в переговоры о мире. Неизвестно, когда точно был заключён этот договор. Его текст сохранился до наших дней. В этом соглашении устанавливались точные границы между Восточной Англией и Уэссексом, а также определялись наказания за некоторые уголовные преступления.

Последние годыПравить

О последних годах жизни Гутрума, проведённых в мире с Уэссексом, почти ничего не известно. Несмотря на то, что большинство его подданных-данов продолжали придерживаться своих традиционных верований, сам Гутрум, вероятно, очень серьёзно воспринял акт своего крещения. Именно к последним годам его жизни относятся сведения о большом почитании им святого Эдмунда, погибшего от рук викингов, и чеканке монет, в легенде которых использовалось его христианское имя, данное ему при крещении в 878 году — Этельстан.

Король Гутрум умер в 890 году. Его преемником на престоле Восточной Англии стал король Эорик.

Гутрум в современном искусствеПравить

В 1969 году британский режиссёр Клайв Доннел снял художественный фильм "Альфред Великий", в котором роль Гутрума исполнил тогда ещё молодой актёр Майкл Йорк. Позднее Гутрум фигурировал ещё в двух фильмах (1975 и 2006 годов).

Гутрум — один из основных персонажей сериала "Последнее королевство". Роль исполняет Т. В. Габриэльссон.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики