ФЭНДОМ

Ирландская Республиканская Армия — повстанческая группировка, созданная в 1916 году и имеющая целью борьбу за отделение Северной Ирландии от Великобритании.

История созданияПравить

Ирландская республиканская армия была основана в 1919 году после слияния "Ирландских волонтеров" и "Ирландской гражданской армии". Первые представляли собой вооруженные отряды партии Шинн Фейн и наследников организации фениев, а вторые были созданы героем Пасхального восстания Джеймсом Конноли для защиты рабочего движения. ИРА принимала участие в войне против британской армии с января 1919-го по июль 1921-го года, наиболее интенсивные бои продолжались с ноября 1920-го по июль 1921-го.

После заключения англо-ирландского соглашения и его ратификации ирландским парламентом, ИРА раскололась — значительная её часть, в том числе такие видные фигуры как Майкл Коллинз, Ричард Мулкахи, Оуэн О’Даффи стали на сторону новообразованного Ирландского свободного государства, заняв важные посты в "Национальной армии", остальные же повернули оружие против бывших соратников. Однако Национальная армия, усиленная британской поддержкой, оказалась сильней, и 24 мая 1923 года Фрэнк Айкен отдал приказ сложить оружие. Подчинившиеся в 1926 г. создали партию Фианна Файл во главе с Имоном де Валера, которая сейчас является крупнейшей партией Ирландской республики. Не подчинившиеся же боевики ушли в подполье.

2453
С 1949 года переместила центр своей деятельности в Северную Ирландию. С 1969 года ИРА перешла к тактике городской герильи и разделилась на ряд законспирированных автономных ячеек. Отдельные из этих групп впоследствии перешли к чисто террористическим методам борьбы как на территории Северной Ирландии, так и на территории остальной Великобритании.

14 августа 1969 года для урегулирования конфликта Лондон отправил в регион войска. Всплеск насилия начался после "Кровавого воскресенья" 30 января 1972 года, когда британские солдаты расстреляли безоружную демонстрацию борцов за гражданские права в Дерри (Северная Ирландия), в результате чего погибло 18 человек.

30 мая 1972 года ИРА объявила о прекращении активных боевых действий. Однако, поскольку британское правительство отказывалось вести переговоры с сепаратистами, то боевики ИРА возобновили теракты на территории Ольстера и Англии.

Известные акцииПравить

  • 4 февраля 1974 года
    2452
    — взрыв бомбы в автобусе, перевозившем военнослужащих британских сухопутных и военно-воздушных сил из Манчестера в места постоянной дислокации около Каттерика и Дарлингтона.
  • 20 июля 1982 года — члены "Временной" ИРА взорвали две бомбы во время парада британских военнослужащих в Гайд-парке и Риджентс-парке. В результате взрывов было убито 22 солдата, более 50 солдат и гражданских лиц было ранено.
  • 17 декабря 1983 года — взрыв у лондонского универсама.
  • 1984 — покушение на британского премьер-министра Маргарет Тэтчер в Брайтоне.
  • 1993 — взрыв автомобиля возле Торгового центра Уорингтона.
  • 11 марта 1994 года — обстрел аэропорта Хитроу (Лондон) из миномётов.
  • 20 сентября 2000 года — выстрел из гранатомёта РПГ-22 по 8-му этажу здания МИ-6.

Вооружение и оснащениеПравить

2451
Как всякая антиправительственная группировка, ИРА не имела достаточных ресурсов для самостоятельного развёртывания производства оружия. Основным источником вооружения были другие преступные группировки, например, американская мафия, поставившая ИРА в 1930-е годы немало оружия в обмен на виски. Определённую помощь ирландским террористам оказывала и германская разведка во время мировых войн.

После Второй Мировой войны поставщиков оружия у ИРА было много; в их число входили КГБ, Ливия, ирландская диаспора в США (буквально в каждом ирландском пабе в начале 1970-х годов вёлся сбор средств на нужды ИРА; в настоящее время это основной источник снабжения). Обвинения в поставках предъявлялись ЦРУ и ряду латиноамериканских стран. 

Наиболее распространены среди ИРА гражданские винтовки, охотничьи ружья, старые пистолеты и револьверы. Армейское оружие большей частью устаревшее британское, современное — большая редкость. Зато широко распространены самодельные взрывные устройства.

ГалереяПравить

Интересные фактыПравить

  • Британская полиция в 1970 - 1980-х годах в Северной Ирландии часто устанавливала "лежачих полицейских" у своих блокпостов, используя стальные трубы, которые наполовину вкапываются в полотно дороги. Но боевики ИРА быстро сообразили, что это чрезвычайно удобно для установки фугасов; потери полиции после этого стали резко расти.
  • С предателями и двойными агентами члены ИРА расправлялись, просверливая им коленные чашечки электрической дрелью.
  • Против ИРА действовали все элитные части британской армии, кроме гуркхов.
  • Примечательно, что боевую песню ИРА под названием Ev sistr 'ta, Laou немцы перед войной взяли и перевели на свой язык, а позже она стала походной песней дивизии СС "Мёртвая голова".

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики