ФЭНДОМ

Pichalka1.jpg Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Йомены или йоменри — в феодальной Англии, лично свободные мелкие землевладельцы, самостоятельно обрабатывающие землю (в отличие от джентри).

ПроисхождениеПравить

Йомен — телохранитель королевы Елизаветы, из традиционного отряда личных защитников британских монархов.

Термин "Йомен" отличается известной неопределённостью. Считается, что в устной форме слово имеет хождение с раннего Средневековья, а в текстах находят упоминания начиная с двенадцатого столетия. Первые упоминания о "йоменах" находят в англо-германо-скандинавском эпосе Беовульф, создание которого датируется VII—VIII веком.

По распространённой версии, слово "йомен" — это трансформированный "young men" ("янгмен"). В раннефеодальной стратификации — это лично свободный человек, но, тем не менее (и для мировосприятия социума Средневековья это вполне непротиворечиво), рождённый (или просто попавший) в слое servant-ов — личных слуг рыцаря, феодала. Servants, sergeants (сервенты, сержанты — вооружённые слуги) по статусу находились где-то между esquire (эсквайром) — буквально, вооружённый слуга "носящий щит", "щитоносец", и page (пажом) — изначально, просто "грубый, деревенский", позднее — "рассыльный", "мальчик на побегушках".

Роль и значение "йоменов" на исторической аренеПравить

Раннее СредневековьеПравить

Grose-Francis-Yeomen-of-the-Guard-Attending-Queen-Elizabeth-1812.jpg

Начиная с периода нормандского завоевания Англии в XI веке, и даже ранее, социальный статус индивидуума очень жёстко привязывается к количеству и степени владения землёй. И само понятие "йомена" начиная с тёмных веков обозначает человека владеющего своим наделом по праву фригольда, копигольда или аренды.

Безусловно, ядро йоменов составляли свободные крестьяне-фригольдеры (англ. free-holders — "свободные держатели") средневекового манора (см. Фригольд). Однако далеко не все йомены обладали землёй, что не мешало им принадлежать к своему классу. Они были "сервентами" в замках феодалов, но не уровня простой прислуги, а скорее уровня "мажордомов", "интендантов". Хотя в целом класс йоменов, согласно раннему англо-саксонскому законодательству, определяется как "аристократическое" крестьянство.
Слой йоменов, оставаясь весьма размытым, согласно книге судного дня — первому серьёзному документальному источнику, складывался в своеобразный средний класс раннефеодальной Англии. Верхние слои йоменства поднимались до уровня мелкого дворянства, низшие слои оставались просто крестьянами. При этом, хоть и в разной форме, все йомены находились в манориальной (поместной) службе при короле или крупном феодале.
Но, и это принципиально важно, весь класс йоменов являлся классом лично свободных людей.

Death of the Kingmaker (LIFE).jpg

Йомены времён Войны Алой и Белой розы атакуют вражеского рыцаря.

Во времена крестовых походов, йоменами начали называть молодых вооружённых слуг, подручных, зачастую, самих ставших всадниками, в окружении рыцаря. Что более точно отражало их статус, и отличало их, например, от тех же пажей.

Суммируя, можно сказать, что к концу периода раннего Средневековья, "йоментри" оформилось в сословие, тремя неотъемлемыми атрибутами которого стали: личная свобода — незакрепощённость — в противоположенность коттариям, вилланам, керлам), вооружённость, земельный участок, как правило, в частном владении.

Средние века и Новое времяПравить

Йомены в качестве пеших лучников привлекались к службе в королевской армии. Особенно они хорошо зарекомендовали себя во время Столетней войны.&nbsp Во времена Генриха VII, в 1485 году, из них был сформирован гвардейский корпус. Тогда шла война алой и белой розы. Отряд йоменов, через десятилетия превратившийся в вышеназваный корпус, отчаянно бился в сражении "При Босворте". И заслужил честь стать "Отрядом личных телохранителей королевы" The Queen’s Body Guard of the Yeomen of the Guard. Йомены этого корпуса дошли до наших времён в виде легендарных"мясоедов"beefeaters-привратников и смотрителей Тауэрской Башни

Garter 2008 Yeomen.jpg

Современные йомены — стражи Тауэра, неизменный атрибут туристического Лондона.

К XV веку термин "Йомены" распространился на всех крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, независимо от юридического статуса их держателя. В условиях дальнейшего развития товарно-денежных отношений слой йоменри стал размываться, поляризуясь на зажиточную верхушку и деревенскую бедноту. Тем не менее вплоть до середины XVII века йомены составляли основную массу английского крестьянства.

Из йоменов происходили Уильям Шекспир и Исаак Ньютон.

Во времена английской Гражданской войны йомены стали социальной базой парламентской армии. Столетие, последовавшее за революцией, и дальнейшее развитие капиталистических отношений, привели к почти полному исчезновению йоменов с исторической арены. Однако сам термин сохранился в названии иррегулярных воинских частей добровольцев (например, Имперская Йоменри)

ИсточникПравить

См. такжеПравить

Пешая гвардия:Гренадерский гвардейский полкКолдстримская гвардияШотландская гвардияИрландская гвардияУэльская гвардия
Конная гвардия:Лейб-гвардейский конный полкКонно-гвардейский королевский полкПолк Дворцовой Кавалерии
Другие:БифитерыЙомены

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики