ФЭНДОМ

Карс — канонерская лодка русского императорского и советского флота

С 19 мая 1920 года назывался "Ленин", а 13 мая 1955 года был переименован в ПКЗ-100.

ОписаниеПравить

Канонерская лодка "Карс" и однотипная с ней "Ардаган" - первые морские корабли с дизельным двигателем. Проектом предусматривалось следующее артиллерийское вооружение: два 120-мм орудия длиной 50 калибров, с углом обстрела 270°, четыре 75-мм пушки длиной 50 калибров (носовые — под полубаком, кормовые — на верхней палубе), угол обстрела каждой 120...130°, и четыре 7,62-мм пулемета,

Два главных четырехтактных шестицилиндровых дизеля фирмы "Людвиг Нобель" проектной мощностью по 500 л. с. размещались в кормовом машинном отделении. Два вспомогательных дизеля мощностью по 65 л. с. размещались в носовом машинном отделении и приводили в действие генераторы постоянного тока. На полном ходу "Карс" развивал 15 узлов. Топливо (нормальный запас 10, полный 29 т) хранилось в междудонном пространстве; его количество позволяло проходить полным ходом 1500 и десятиузловым экономическим — 2500 миль.

Спуск на воду "Карса" состоялся 22 августа 1909 года. 2 сентября "Карс" впервые вышел в море: двигатели работали нормально, система реверса действовала безотказно.

Пройдя ранней весной 1911 года швартовые испытания, "Карс" и принял необходимые запасы и 28 апреля вышел из Петербурга на Каспий, в Баку, куда он и прибыли утром 7 июля.

На Каспии он принимали участие в боях Гражданской войны, а позже, после капитального ремонта, и в Великой Отечественной войне, отражая атаки немецких самолётов. После войны, до 1954г. продолжал службу в качестве учебного корабля, а после этого переоборудован в плавучую казарму.

История примененияПравить

Карс

Заложена в 1908 г. в Петербурге, спущена в 1909 г., вступила в строй в 1910 г. Участвовала в установлении советской власти в При-каспии весной 1918 г. В июне 1918 г. захвачена в Баку английскими интервентами и вошла в состав мусаватского флота. В апреле 1920 г. приняла участие в восстании пролетариата Баку и в мае 1920 г. вновь вошла в состав советского флота. Участвовала в гражданской войне 1918-1920 гг. (Энзелийская операция в мае 1920 г.) и ликвидации контрреволюционных матяжей на территории Азербайджана в 1920-1921 гг. В 1923 - 1924 гг. - визиты в порт Энзели (Иран), в 1922-1924 гг. - стационар в Энзели.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики