Фэндом

ВикиВоины

Ландскнехты

3703статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Ландскнехты — немецкие наёмные пехотинцы эпохи Возрождения. Термин впервые был введен в употребление около 1470 года Питером ван Хагенбахом, летописцем бургундского герцога Карла Смелого.

Ландскнехты нанимались в основном из представителей низшего сословия (бедноты) в противовес рыцарям-дворянам, хотя последние нередко занимали должности высших офицеров в формированиях ландскнехтов. Кроме того, ландскнехты были своеобразным "немецким ответом" швейцарской пехоте. Стоит отметить неприязнь ландскнехтов к швейцарцам, вследствие чего и те и другие, сражаясь друг с другом, не брали пленных, убивая их.

Как и любые наёмники (а зачастую и обычные войска), в условиях войны ландскнехты не чуждались грабежа и разбоя. В связи с этим в период Тридцатилетней войны стали нарицательными такие слова, как "банда" (отряд ландскнехтов) и "мародёр" (фамилия одного из ландскнехтских капитанов). Считалось также, что ландскнехт зарабатывал в месяц больше, чем фермер за год. А ландскнехты, служившие за двойное жалование, назывались доппельсолднерами (нем. Doppelsöldner).

Войска наёмников — ландскнехтов и рейтар, получившие распространение в Европе с конца XV в. до начала XVIII в. явились переходным звеном от рыцарской конницы средневековья к регулярным армиям нового времени, комплектовавшимся рекрутами.

История Править

6fd58684b0d7caabf06d4e47a06.jpg

Изначально ландскнехты были созданы в качестве сил поддержки Императором Максимилианом. Однако со временем отряды ландскнехтов стали сами наниматься тем, кто больше платит, исключая врагов Священной Римской Империи (Германии). Нанятые из простого населения, они были противовесом элитным рыцарям, и вскоре, благодаря новому вооружению и тактике, ландскнехты стали лучшими войсками Европы. Впервые свою эффективность наемные войска проявили в Бургундских войнах. Новая мобильная пехота быстро превратились в главную составляющую наемных армий по всей Европе.

Главным идейным противником и конкурентом ландскнехтов были швейцарцы.

Швейцарцы царствовали на поле боя около столетия, пока не было введено новое оружие — легкая кавалерия и аркебузы. Но вскоре, в одном из сражений ландскнехты уничтожили свыше 3000 швейцарских наемников, используя земляные укрепления, изнуряющие атаки и новое оружие — аркебузы.

Развитие огнестрельного оружия вызвало закат силы и славы ландскнехтов. Они исчезли ко второй половине XVI века, и даже само слово "ландскнехт" исчезло из употребления, теперь они именовались Имперской пехотой.

Организация Править

Ландскнехт.jpg

Отряд ландскнехтов назывался обычно компанией, что во многих европейских языках означает также "рота" (англ. company; фр. compagnie; ит. compagnia; исп. compañía; нем. Kompanie). Численность этих компаний, в отличие от современных рот, могла достигать нескольких сотен, а то и тысяч человек.

Во главе компании стоял капитан, который был старшим военачальником, а также казначеем компании, в задачу которого входило найти нанимателя, заключить с ним выгодный договор и распределять оплату между членами компании в соответствии с их должностью и заслугами. Капитан устанавливал устав компании — свод дисциплинарных правил, определявший обязанности и ответственность членов компании, он же был высшим судьёй, выносившим приговор за нарушения этих норм.

Дисциплина в компании поддерживалась суровыми мерами — телесными наказаниями (за неисполнение приказа), а в случае тяжких преступлений (бегство с поля боя) и смертной казнью. Наказания назначались капитаном и исполнялись обычно перед общим строем — они служили средством воспитания не только наказуемого, но и всей компании. Грабёж мирных жителей или военнопленных не считался большим грехом, а иногда взятый штурмом город отдавался на несколько дней "на разграбление" компании, в качестве поощрения.

7b32c290ec3b94cead435d91fca1d623 full.jpg
Иногда капитан назначал себе одного или нескольких помощников — лейтенантов (от французского lieu tenant — заместитель). В зависимости от численности компании она могла дробиться на более мелкие подразделения, возглавлявшиеся командирами низших рангов — сержантами, капралами, фельдфебелями. Предводителей компаний называли также кондотьерами (от итал. condotta — договор о найме). В качестве кондотьеров нередко выступали представители высшей дворянской аристократии.

В качестве нанимателей компаний ландскнехтов выступали монархи, крупные феодалы, вольные города.

Снабжение компании обеспечивалось, как правило, маркитантами — торговцами, специализировавшимися на продаже всевозможных товаров наёмникам. Ландскнехты хорошо зарабатывали и не делали сбережений, поэтому эта торговля была очень выгодной, и недостатка в маркитантах не было. В походе за компанией следовал большой обоз, в котором находились маркитанты с товарами, ремесленники, обслуживающие ландскнехтов (оружейники, портные, сапожники, цирюльники и т. п.), передвижные бордели, повозки с личным имуществом ландскнехтов и даже с их семьями.

Несмотря на все издержки, наёмные войска ландскнехтов в период разложения феодального общества оказались более эффективными, чем ударная сила феодальных войск — рыцарская конница, и в течение XVI в. полностью вытеснили последнее по следующим причинам.

  • С распространением огнестрельного оружия неуязвимость рыцарей, закованных в броню, и неприступность их замков сходят на нет. "Пушка убила феодализм" — поговорка, приписываемая Наполеону Бонапарту.
Landsknecht-fight.jpg

Два ландскнехта сражаются с рыцарем.

  • Рыцарская конница состояла, в основном, из представителей "благородного" сословия, относительно малочисленного, поэтому войско ландскнехтов, набиравшиеся из всех сословий, превосходили формирования рыцарей в численности — хватило бы денег у нанимателя, — а в профессионализме ландскнехты рыцарям не уступали.
  • Рыцари — элита феодального общества — имели свои политические амбиции. Они — непременные участники заговоров и дворцовых переворотов, и нередко они изменяли своему сюзерену в пользу претендента на престол, в то время как ландскнехты служили только за деньги и, как правило (при условии щедрой и регулярной платы), не имели мотивов для участия в политических интригах, а потому пользовались бóльшим доверием со стороны монархов.

Военная тактика Править

Ландскнехт 7.jpg
В крупных бандах ландскнехтов существовало деление на отряды, каждый из которых выполнял свою функцию:
  • Пикинеры — основной массой ландскнехтов были солдаты, использующие пики и защищеных шлемом и кирасой. Они формировали передние ряды и прикрывали отряд от кавалерии.
  • Ударные отряды — вооруженные двуручными мечами или алебардами и хорошо защищенные. Они шли в атаку в первых рядах, вламываясь в ряды неприятельских пик, ломая их и расчищая проходы для основных сил.
  • Аркебузиры — по началу использовали арбалеты, но в дальнейшем почти полностью вооружались аркебузами и кацбальгерами. Защиты почти не носили. Эти отряды стрелков, наносящих урон в перестрелках, в укрепленных позициях или перед столкновениями отрядов.

Вооружение и доспех Править

Ландскнехт 2.jpg

Ландскнехты могли быть вооружены следующими типами оружия:

  • Клинковое оружие:
    • Цвайхендер (Двуручный меч)
    • Фламберг (двуручный или полуторный меч с клинком волнистой формы)
    • Гросс-мессер (двуручная сабля)
    • Кацбальгер (или Кошкодёр, его величина колебалась от 35 до 120 см, хотя стандартный вариант имел величину около 70 см. Использовался в качестве дополнительного оружия к пике/цвайхандеру/фламбергу/аркебузе и т. п. Он имел роль от ножа до полуторного меча, но в основном его можно классифицировать как короткий меч для ближнего боя)
    • Рейтарский меч (мог использоваться как альтернатива кацбальгеру)
  • Древковое оружие:
  • Оружие дальнего боя:
9b030a51d52d2d97980b83f85f7.jpg

Одежда Править

Ландскнехт 1.jpg

Костюм с широкими рукавами и штанами, огромные шляпы с перьями — одежда ландскнехтов была самая украшенная, вызывающая и безвкусная в период Ренессанса. Ландскнехты были свободны от регулирующих стиль и внешний вид одежды законов, которым подчинялись другие граждане — император Максимилиан I даровал им это освобождение: "Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда — одно из их немногих удовольствий. Я не собираюсь отбирать его у них." Их одеяния славились своим декорированием в стиле "буфы и разрезы", возникшим в результате прорезания верхней одежды и набивкой нижних слоев через эти разрезы.

Стиль "буфы-и-разрезы" в одежде был усвоен также и другими народами, став обычным типом украшений в некоторых частях Европы. Часть английской знати была очарована "буфами и разрезами". Генрих VIII стал одеваться в этом стиле после того, как увидел одежду нанятых им ландскнехтов; фактически, знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна изображает его в камзоле, декорированном буфами и разрезами. Другие портреты Генриха изображают его носящим нечто выглядевшее как юбка до колен; он перенял этот стиль от германских военных юбок, носимых некоторыми ландскнехтами. Сын Генриха, Эдуард VI и Елизавета I также одевались в этом стиле.

Поскольку в сражениях часто с обеих сторон конфликта выступали наёмники, выглядевшие совершенно одинаково, чтобы отличать "своих" от "чужих" в рукопашной схватке ландскнехты, принадлежавшие к одной компании, носили широкие ленты материи одинакового цвета на шляпе, на поясе, в виде повязки на плече, или перевязи через плечо. Это дало повод называть каждую компанию ландскнехтов бандой соответствующего цвета (от немецкого das Band — лента). А благодаря поведению ландскнехтов в отношении мирного населения, слово "банда" в общеевропейской практике приобрело новое значение — устойчивая вооружённая преступная группировка.

Также в костюме ландскнехта запоминается огромный, отражающий модные тенденции своего времени, гульфик которые некоторые набивали ватой для размера и для смягчения удара. Также в гульфик спокойно влезал кошелёк, а у ландскнехтов на двойном жаловании были гульфики как элемент доспеха.

Галерея Править

Интересные факты Править

  • Пётр I после окончания Северной войны группу пленных шведских ландскнехтов поселил на окраине города Яранска. Поселенцы обзавелись семьями и обрусели, их дома составили новый городской район, известный ныне как Ланцы (от Ландскнехты).

Также на Фэндоме

Случайная вики