ФЭНДОМ

Миктлантекутли (науат. Владыка Миктлана)ацтекский бог, владыка загробного (подземного) мира Миктлан. Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших. Его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз. Его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Его жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли); считалось, что оно находится далеко на севере. Повелителям Миктлана прислуживали демоны-цицимиме. По одному из мифов, супруги были сотворены богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль, чтобы править преисподней.

Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Итцкуинтли (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Вместе с солнечным богом Тонатиу он покровительствовал 10 неделе года, символизируя дихотимию света и тьмы.

Кроме того, Миктлантекутли несколько раз появлялся в комиксах издательств Marvel и DC (а именно в The Invisibles, The Invisibles: Apocalipstick и Thor & Hercules: Encyclopædia Mythologica).

Легенда о сотворении людей Править

Согласно ацтекским мифам, Кетцалькоатль (иногда вместе с братом-близнецом Шолотлем) был послан другими богами к Миктлантекули за костями умерших прежних поколений, чтобы создать из них новых людей. Вот как описывается это в "Легенде Солнц" (Кодекс Чимальпопока, 1558 г.):

1. После того как Кетцалькоатль пришёл в Миктлан, он подошёл к Миктлантекутли и к Миктлансиуатль и тут же сказал им:
2. "Я пришёл искать ценные кости, которые ты хранишь, я пришёл за ними".
3. Тогда Миктлантекутли спросил: "Что ты сделаешь с ними, Кетцалкоатль?"
4. И ещё раз сказал (Кетцалькоатль): "Боги озабочены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле".
5. Тогда Миктлантекутли ответил: "Хорошо, играй на моей раковине и обойди четыре раза вокруг моих владений".
Mictlantecuhtli

Статуэтка Миктлантекутли.

6. Но его раковина не имела дырок; тогда (Кетцалькоатль) позвал червей, они сделали дырки, в которые затем вошли пчёлы и шершни, и она зазвучала.
7. Когда Миктлантекутли услышал это, он сказал: "Хорошо, бери их".
8. Однако Миктлантекутли сказал своим слугам: "Люди Миктлана! Боги, скажите Кетцалькоатлю, что он должен их оставить".
9. Кетцалькоатль ответил: "Нет, я сразу овладею ими".
10. Он сказал своему нагуаль: "Иди, скажи, что я их оставлю".
11. И он громогласно сказал: "Приду и оставлю их".
12. Но затем он поднялся и взял ценные кости: на одной стороне лежали вместе кости мужчины, на другой кости женщины. Кетцалькоатль взял их и сделал из них связку.
13. Тогда Миктлантекутли ещё раз сказал своим слугам: "Боги, неужели Кетцалкоатл действительно уносит ценные кости? Боги, идите и сделайте яму".
14. Затем они сделали это, и Кетцалькоатль упал в яму. Он споткнулся, его испугали перепёлки. Он упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обклевали перепёлки.
15. Когда Кетцалкоатл воскрес, он огорчился и спросил у своего нагуаль: "Что мне делать, нагуаль мой?"
16. Тот ответил: "Раз ничего не получилось, будь что будет".
17. Он собрал их, сделал из них свёрток и отнёс в Тамоанчан.
Mictlantecuhtli
18. И как только пришла та, которая зовётся Килацтли, она же Сиуакоатль, смолола их и положила в ценный таз.
19. Над ним Кетцалькоатль выпустил кровь своего члена. И тут же стали совершать обряд покаяния те боги, которые упоминались, — Апантекутли, Гуиктлолинки, Тепанкицки, Тлайяманак, Тцонтемок и шестой из них Кетцалькоатль.
20. Они сказали: "О боги, родились масегуалы (заслуженные покаянием)".
21. Потому что ради нас боги совершили покаяние".

Так как сломанные кости оказались разных размеров, то люди различаются по росту. Любопытно, что в кодексе Мальябекиано Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли.

Миктлантекутли в играхПравить

  • В игре "Корсары: Город потерянных кораблей" Миктлантекутли представлен как главный страж Теночтитлана
  • В игре "Loki" Миктлантекутли является одним из боссов.
  • В приложении "Загадочный дом" Миктлантекутли один из боссов, охраняющий свою пирамиду.

ГалереяПравить

ИсточникПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики