ФЭНДОМ

Монтесума II или Монтесума Шокойоцин (науат. Почтенный юноша)император ацтеков с 1502 года из династии Акамапичтли. В 1507 году короновался как император мира (науат. чем анахуак тлатоани). Шестой или восьмой сын императора Ахаякатля и его двоюродной сестры, дочери короля города Истапалапана, имя которой было, вероятно, Хочиквейетль. Как император Монтесума II стоял во главе Тройственного Союза, в который помимо ацтекского Мехико (Теночтитлана) входили город акольхуа Тескоко и город тепанеков Тлакопан, имевшие собственных королей, вассальных ацтекам.

Этимология имениПравить

Имя Mo-tecu-zoma образовано при помощи агентивного префикса mo-, "тот, который есть", от корней tecu, "владыка", и zoma, "гневаться, злобствовать", то есть, "Тот, кто является владыкой гневным" (так его и переводят колониальные авторы: "Señor airado").

БиографияПравить

Молодые годыПравить

Он родился и в детстве воспитывался в квартале Атикпак в Теночтитлане. В 11 лет помещен для обучения в императорскую школу (кальмекак) Тлиллана ("Мрачное настроение") — большого храма богини земли и войны Чихуакоатль. С 19 лет участвует в военных походах императора. При покорении Куаутлы проявляет блестящую храбрость и сам захватывает пленных. За это его лично представляют императору Ахвицотлю. Вскоре он удостаивается высокого звания куачике ("бритая голова"), которое присуждалось в исключительных случаях наиболее храбрым воинам.

Motecuzoma Xocoyotzin
Если верить источникам, он одержал на поле боя 18 побед. Следующим шагом в карьере молодого Монтесумы было назначение его Ахвицотлем на должность тлакочкалькатля ("того, кто из дома дротиков") — высокий пост, гражданский и военный одновременно, обладатель которого становился членом высшего государственного совета ("совета четырёх"). Благодаря своей женитьбе в 25 лет на дочери короля (тлатоани) города Экатепека, он вскоре унаследовал престол своего тестя.

Приход к властиПравить

В 1502 (по другим данным, в 1503 или в 1511), после смерти императора Ауитсотля, избран императором. При коронации принял тронное имя своего деда — Монтесума ("Тот, который сердится как господин"). По традиции, после интронизации совершил ритуальный военный поход (именовавшийся "мытьём королевских ног") на г. Атлиско, в котором захватил множество пленных для принесения в жертву. Вскоре после прихода к власти приказал отстранить от своих должностей большинство чиновников, служивших императору Ахвицотлю (причем многие из них были казнены) и заменить их молодыми дворянами, в личной преданности которых он не сомневался.
1-montezuma-ii-1480-1520-granger
При этом была создана своеобразная "школа императорских кадров", куда были собраны дети дворян в возрасте 10-12 лет для воспитания из них преданных Монтесуме будущих управленцев.

Военные походыПравить

Во время правления вел неудачную войну против Тласкалы.

РеформыПравить

Монтесума II проводил реформы в системе управления государством. По его приказу на территории храма Уицилопочтли было построено святилище, где были собраны идолы племенных богов покоренных племен.

Гибель империиПравить

543 14 2

Головной убор Монтесумы.

С приходом испанцев в Теночтитлан Монтесума был захвачен в плен Э. Кортесом; выступил с призывом покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами в 1520. Также существует версия, что Монтесума был убит испанцами, которые в тот момент уже не испытывали нужду в нём как в заложнике.

Жены и дети Править

Aztecheaddress
У Монтесумы было множество жён (самые скромные источники говорят о 600) поскольку у ацтеков было принято многоженство. Однако среди них выделялась одна главная (законная) жена, наиболее знатного и преимущественно мешикского происхождения, потомство которой обладало правами наследования. Источники упоминают несколько законных жён Монтесумы. Это связано с тем, что жены часто умирали при родах или вскоре после них. Поэтому следует понимать, что у императора было не одновременно, а последовательно несколько законных (главных) жён. Что касается детей, то считается, что их было около 50, однако до нас дошли упоминания лишь о 19-ти из них.

Главные (законные) жёны (их очерёдность установить проблематично) и дети от них:

  • ? — дочь тлатоани города Экатепека
    • Хуанитль — сын, по другой версии племянник, тлатоани города Экатепека с 1519 г.
  • ? — дочь императора Ауицотля
    • Текуичпо (науат. "Пушинка Хлопка") — принце
      ANDR-SGF139
      сса, жена последнего императора Куаутемока.
  • Тайхуалькан — дочь тлатоани Тлакопана Тотохвикуацина II
    • Миауашочицин (в крещении — Донья Исабель) — старшая дочь
    •  ? (в крещении — Донья Мария) — средняя дочь
    •  ? (в крещении — Донья Марианна) — младшая дочь
    • Тлакауэпанцин (в крещении — Дон Педро) [Pedro Tlacahuepantzin], от него происходит род графов, впоследствии герцогов Монтесума де Тультенго, переехавших в Испанию.
    • Тлиуитлитлемоцин
    • Ахаякатль II
    • Тотепеуалош
    • Чимальпопока II — принц, возможный наследник престола, после смерти отца был уведен испанцами из Мехико
  • Миахуаксочитль — племянни
    ANDR-SGF139 2
    ца, дочь его брата Иштлильквечауака, тлатоани Тулы.
  • ? — дочь чихуакоатля (вице-императора и префекта г. Мехико) Тлильпотонкви.

Дети от второстепенных жён и наложниц:

  • ?
    • ? — дочь, с 1509 г. жена Некваметля, тлатоани г. Опочхуакана в Чалько.
    • Иланкуэитль — дочь, с 1511 г. жена тлатоани Куауатитлана.
    • Омакатль — сын, по другой версии племянник, с 1519 г. тлатоани Хочимилько.
    • Акамапичтли II — тлатоани в Тенайукуа с 1519 г.

После смерти Монтесумы новый император Куитлауак приказал убить шестерых из его сыновей.

В современной культуреПравить

  • В игре Корсары:
    464172780 f0e1dd1ec1
    Город потерянных кораблей (действие которой происходит во второй половине 1660-х годов) есть персонаж Монтесума, впоследствии выясняется, что это призрак Монтесумы II, проклятого Миктлантекутли "за предательство собственного народа" и теперь вынужденный вечно бродить по берегам Тескоко.
  • В игре Civilization I/II/III/IV/V можно сыграть за Монтесуму, выбрав игру за нацию ацтеков.
  • В игре Век Империй 2 (Age of Empires II) можно играть кампанию за Монтесуму, в которой нужно бороться за Монтесуму против прочих государств, а также против конкистадоров Кортеса.
  • Существует цикл игр от Alawar Entertainment: Сокровища Монтесумы 1-2-3 и игра Проклятие Монтесумы.
  • Сокровища Монтесумы играют ключевую роль в серии игр Call of Juarez.

ГалереяПравить

ИсточникПравить

Доспехи:ИчкауипильиТлавистльиКуакалалатльи
См. также:Армия Тройственного СоюзаАкольхуа

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики