ФЭНДОМ

Несауалькойотль (науат. Постящийся, Яростный или Голодный Койот) Акольмицтлитлатоани государства племени акольхуа с центром в городе Тескоко в восточной части Мексиканской долины у восточного побережья озера Тескоко. Сын тлатоани Тескоко Иштлильшочитля I (Икстлильшочитля I) и сестры тлатоани Мехико (Теночтитлана) Чимальпопоки. Носил деревянный шлем, покрытый синими перьями с ушами койота на макушке, что отражало его имя — "Быстрый Койот". Часто изображался с барабаном для подачи звуковых сигналов за спиной.

ИсторияПравить

В доколумбовых цивилизациях Мезоамерики интеллектуалами обычно были представители касты жрецов, нежели воины или госслужащие. Но Несауалькойотль был исключением: правитель-философ-созерцатель, посвятивший себя искусству войны и управлению государственными делами.

Родом Несауалькойотль был из говорящего на науатле племени аколуа, впоследствии ставшем известным как тескоканцы после того, как оно обосновалось на восточном побережье озера Тескоко в конце 12 века (тогда и был основан город Тескоко). Ко времени рождения Несауалькойотля тескоканцы боролись с племенем-пришельцем Тепанеко за выживание. Правитель Тескоко Иштлильшочитль, отец Несауалькойотля, вступил в военно-политический конфликт с тепанеками, в результате которого был убит в 1418 году (когда молодому принцу было 15 лет). Несауалькойотль стал свидетелем расправы тепанекских воинов над его отцом. Сам он спасся и укрылся в Теночтитлане, где его приняли весьма радушно (т.к. его матерью была сестра Чимальпопоки), и следующие 8 лет он посвятил учению и приобретению различных академических (научных) знаний, включая правила поведения наследника Тескоко. Он всё ещё желал вернуть себе трон Тескоко, ставшего к тому времени частью укрупнённого Тескоко-Тепанекского государства. Тепанекский узурпатор, захвативший Тескоко, умер и был заменён своим сыном Маштлой. Притворившись, что он смирился с тепанекским правлением, Несауалькойотль отправился в их столицу Аскапоцалько, но Маштла подозрительно отвергнул его, и Несауалькойотль вынужден был ускользнуть в свой родной город Тескоко.

CROWNING OF NEZAHUALCOYOTL 33f02

Коронация Несауалькойотля.

Маштла знал Несауалькойотля достаточно хорошо, чтобы распознать в нём потенциального соперника, и установил вознаграждение за его голову. Последующие несколько лет Несауалькойотль прятался высоко в горах, обитая в шалашах и пещерах. Говорят, что его народ, несмотря на то, что знал о его местонахождении, был ему искренне предан и не выдал его. Вообще, за всё то время, что Несауалькойотль был вынужден прятаться, он также скрывался и в городах Уэшотцинго и Тлашкала, и в других местах. Далее случилось следующее: группа знати из окружения Маштлы сформировала коалицию с Несауалькойотлем, заручилась поддержкой Уэшоцинго и Тлашкалы, и вытеснила войска Маштлы с тескоканской территории, а затем пошла маршем на Аскапоцалько и, захватив Маштлу, принесла его в жертву богам. Боги были довольны, мешики стали доминировать в регионе, а Тлашкала и Уэшоцинго раскаялись в своей помощи им в этой войне.

Некоторые отводят решающую роль в победе над Аскапоцалько Несауалькойотлю, другие – Ицкоатлю, Тлакаэлелю и Мотекусоме (чьим близким другом он был). Тем не менее, в 1428 году правителями, низвергшими гегемонию Аскапоцалько, был сформирован впоследствии могущественный тройственный союз: от Тескоко (40%) – Несауалькойотль, от Теночтитлана (40%) – Ицкоатль, от Тлакопана (20%) – Тотокиуатцин.

2760407164 e0de7969e91
Когда трон достался-таки Несауалькойотлю, первым выпущенным им законодательным актом стал свод законов о войне, финансах и суде, который был сразу принят за основу и его союзниками – ацтеками и тлакопанцами. Всего в своё правление он успел обнародовать 80 законов – за что впоследствии его прозвали "Соломоном древней Мексики". Помимо всех остальных его разноплановых талантов, Несауалькойотль был ещё и отличным инженером-гидравликом, сконструировавшим 16,5 километровую дамбу, оберегающую Теночтитлан от ежегодного наводнения, а также множество более мелких плотин, соединив их в систему. По его проектам разбивались многочисленные сады. Себе он построил большой ботанический и зоологический сад, в котором были собраны редкие виды растений и животных со всех окраин ацтекской империи, а также с далёких территорий, полученных посредством торговли.

Немаловажно ещё то, что он создал "Совет по Музыке", который отвечал не только за музыку, но и за науку, искусство, литературу, поэзию и историю, а также совмещал в себе следующие функции: аттестацию и продление научной квалификации профессоров и учителей, проверка соблюдения точности публикуемых работ и соответствия произведений патриотическим и моральным устоям общества. Помимо вышеназванного совета были образованы ещё три совета: Казначейский, Военный и Законодательный. Во главе всех четырёх советов стояли его сыновья: Екууэуэ, Акапипиол, Ичантлатоуэкол и Шочикецаль.

Billete $100 Mexico Tipo D Anverso

Несауалькойотль на 100 песо.

Уровень развития культуры в Тескоко был настолько высоким, что город впоследствии прозвали "Афинами Западного Мира", и было в Тескоко ещё много творческих и умных людей помимо Несауалькойотля, ставшего наиболее мудрым из ацтекских поэтов. В городе была построена большая библиотека, где хранилось огромное количество кодексов, как современных так и предшествующих цивилизаций. Покровительствуя науке, религии, искусству, торговле и ремёслам, Несауалькойотль превратил Тескоко во второй по значимости город (после Теночтитлана, конечно) долины Анауак и всей ацтекской империи. В эпоху расцвета население Тескоко составляло 100 тысяч жителей. Несауалькойтля прозвали величайшим поэтом древней Мексики за то, что его произведения оказали сильнейшее влияние на дальнейшее развитие поэзии как стилистически, так и по содержанию. Наполненные мыслью, символизмом и мифом, его стихи так глубоки, что даже после его смерти поколения и поколения поэтов продолжают напевать, стоя возле барабанов уэуэтлей: "Я – Несауалькойотль, Я – Голодный Койот". В военной сфере Несауалькойотль также себя хорошо зарекомендовал – после победы над Аскапоцалько известны его военные походы на восток, к побережью Мексиканского залива, где он лишил возможности тотонаков и уастеков объединиться, и на север территории современного штата Веракрус.
Несауалькойотль1

И в любви Несауалькойотль не знал мер и границ. Например, со своим придворным Куакуацином Несауалькойотль поступил вполне в духе своего времени: "Король, увидел ту госпожу... такую красивую и одаренную природной грацией и благородством... она похитила его сердце, и, скрывая, насколько мог свою страсть, он отпустил этого придворного [супруга дамы] и удалился в свои покои, где отдал приказ величайшей секретности лишить жизни Куакуацина... и сделал это следующим образом: послал в Тлашкалу гонца... сказать, чтобы договорились с этим государством о смерти Куакуацина... и чтобы предоставить ему умереть с честью, просил правителя приказать своим военачальникам убить его во время боя, в тот же день, чтобы он уже не смог вернуться к жизни..."

Умер Несауалькойотль в возрасте 70-ти лет, окружённый многочисленными жёнами, толпой наложниц (порядка 2000) и приписываемым ему 117-ю детьми (60 сыновей и 57 дочерей). От законной жены, племянницы Тисока, он имел 9 дочерей и 2 сыновей. Перед своей смертью, он объявил своим наследником 7-летнего сына, Несауальпилли, также ставшего впоследствии утонченным философом созерцательного склада, поэтом и астрономом, отцом 144 детей и справедливым правителем, продолжившим традицию покровительства искусству.

Несауалькойотль считал, что создал и оставил династию и государство достаточно сильным, способным просуществовать века. Но спустя около полвека, безжалостные конкистадоры разрушили все, что так долго создавал Несауалькойотль.

ГалереяПравить

ИсточникиПравить

Доспехи:ИчкауипильиТлавистльиКуакалалатльи
См. также:Армия Тройственного СоюзаАкольхуа

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики