Фэндом

ВикиВоины

Норманны

3733статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Норманны — термин, использовавшийся жителями Западной Европы по отношению к скандинавам, опустошавшим с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Европы.

Часть одного из скандинавских племенных образований — даны осела на северном побережье Франции, где признала номинальную вассальную зависимость от франков. В 1066 под предводительством герцога Вильгельма Нормандского, впоследствии Завоевателя, завоевали и покорили Англию, разбив в битве при Гастингсе последнего короля англо-саксов Гарольда Годвинсона.

ИсторияПравить

Норманны — участники морских походов на территорию франков в конце VIII - середины XI века. Историки описывают норманнов как людей жадных, воинственных, выносливых, красноречивых, склонных к смешиванию с чужеродным населением. Первый период экспансии норманнов (конце VIII - IX вв.) характеризовался разрозненными экспедициями против Франкского государства, нападениями на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские острова, несколько позднее — в Исландию. С конца IX века на Францию и Англию нападают более крупные отряды норманнов, переходящие от грабежа и сбора дани к заселению завоёванных территорий. В Северной Франции они основали Герцогство Нормандия (911), покоряют северо-восточную Англию. В начале XΙ века вся Англия была подчинена датским королям. Походы норманнов прекратились около середины ΧΙ века. Потомки норманнов — выходцы из Нормандии — подчинили во 2-й половине ΧΙ века Англию (Нормандское завоевание Англии 1066), а также Южную Италию и Сицилию, основав здесь (1130) Сицилийское королевство.

Норманы во ФранцииПравить

Bayeux2.jpg
Датские и норвежские викинги во второй половине IX века под предводительством Роллона объединились и начали продвигаться в глубь Западно-Франкского королевства. В 911 Карл III Простоватый в процессе не удачной обороны границ, вынужденный был заключить договор за которым Роллону выделялись земли в устье Сены. Он принял христианство и взял себе имя при крещении Роберт I, став первым герцогом Нормандии.

Норманны приняли христианство, перенимали французский язык и культуру. Норманны быстро ассимилировались с местным населением в связи, со своей малочисленностью. Складывалась народность, не совсем идентичная ни скандинавским предшественникам, ни французским соседям.

1000-1100, Norman. - 033 - Costumes of All Nations (1882).jpg
Нормандия примерно соответствует старой церковной провинции Руан или Нейстрия, и не обладает естественными границами. Её населяли в основном галло-римляне с небольшой добавкой франков и других германских племен и поселенцев-викингов, начавших прибывать в 880-е годы. В X веке первоначальное разрушительные набеги норманнов по рекам Западно-Франкского королевства переросли в более постоянные поселения с женщинами и детьми, замками и крепостями.

Норманны восприняли феодальные доктрины франков, и развили их в Нормандии и в Англии в стройную систему.

Норманы в АнглииПравить

В 1066 под предводительством герцога Вильгельма Нормандского, впоследствии Завоевателя, завоевали и покорили Англию, разбив в битве при Гастингсе последнего короля англо-саксов Гарольда Годвинсона.

Deco.gif
Герцог Вильгельм Завоеватель основал в 1066 году нормандскую династию английских королей. На восточных берегах господствовали скандинавы.

С земли франков в Англию, нормандцы пришли уже как носители французского языка, французской культуры (хотя и со своими особенностями) и французского феодального государственного устройства. Завоеватели принесли с собою французский язык — его северный, нормандский диалект. (Норманны же — северные викинги, родиной которых была Скандинавия. Для нормандцев, принявших культуру и язык франков, Скандинавия была прародиной). Но память о своих героических предках была жива. Со временем нормандцы мигрировали и оккупировали некоторые территории в Европе.

В течение ближайших, после завоеваний, столетий в Англии образовался англо-нормандский диалект, включавший, как видно из названия, элементы и английского и нормандского. Англо-нормандский просуществовал в Англии до конца XIV века, после чего он бесследно исчез. До XIV века он был не только языком, на котором говорила знать, но и языком художественной литературы, — правда, памятников на нём осталось немного.

Норманы в ШотландииПравить

Index normans large.jpg
Проникновение нормандцев в Шотландию началось в середине XI века, со времен правления короля Малькольма III. Для Шотландии в целом характерна вторичная миграция нормандцев — из уже завоеванной ими Англии. Наиболее активно англо-норманны стали переселяться в Шотландию в первой половине XII века при короле Давиде I, который в молодости участвовал в борьбе за власть в Англии между наследниками Вильгельма Завоевателя. Давид I поощрял переселение англо-нормандских феодалов в южные регионы страны, создавая прочную опору королевской власти. Новая нормандская знать, из которой позднее вышли такие короли как Роберт Брюс, Иоанн Баллиоль и многие представители знатных шотландских родов, привнесла с собой норманнскую систему феодализма, которая стала применяться как в равнинной, так и (позднее) в горной части страны. Династия Стюартов, представители которой в XIV - XVII веках занимали престол Шотландии и Англии, также имеет свои истоки в англо-нормандских переселенцах. Помимо системы феодализма англо-норманны принесли в Шотландию северо-английский диалект, который со временем развился в собственно шотландский язык, постепенно вытеснивший из обращения исторически используемый шотландцами гэльский язык.

Норманны в ИрландииПравить

Norman-1.jpg
На ирландскую культуру, народность и историю норманны оказали значительное влияние. Вначале, в XII веке они ещё сохраняли самобытность, но постепенно приняли культуру Ирландии и стали "более ирландцами, чем сами ирландцы" (со времён средневековья широко распространённая фраза, по латыни "Hiberniores Hibernis ipsis", происхождение неизвестно). Селились в основном на востоке Ирландии, в области радиусом примерно 20 миль вокруг Дублина. Построили много дворцов и поселений, включая замок Трим и Дублинский замок. Культуры перемешались, заимствуя друг у друга лексику, навыки и кругозор.

Норманы в СредиземноморьеПравить

Удачливые банды норманнов успешно плавали далеко на юг от Скандинавии. Группы воинов, призванные на службы феодалами Южной Италии, постепенно получили в управлении города Аверсу и Капую. Позднее норманны вышли из вассальной зависимости и покорили провинции Апулия и Калабрия.

Norman-1509-a.jpg
С этих баз более организованные принципалы в конечном счёте смогли отвоевать острова Сицилия и Мальта у сарацинов. Области, которыми правили норманны, включали Абруцци, Апулию, Калабрию, Кампанию, Неаполитанское королевство и Королевство Сицилию в Италии, Фессалоники в Греции. На незначительный период Сицилийским Королевством захватывалось северное побережье Африки, — территории, в настоящий момент включенные в состав Туниса, Алжира и Ливии.

Норманские воиныПравить

Нормандский воинский класс был новым и заметно отличался от старого франкской аристократии, многие из которых могли отследить своё происхождение к временам Каролингов, а норманны редко могли вспомнить предков раньше XI века. Большинство рыцарей были бедны и малоземельны; к 1066 Нормандия поставляла вооружённых всадников дольше целого поколения. Рыцарство в это время имело низкое положение в обществе, и показывало, что человек просто профессиональный воин.

Norman-1510-a.jpg
Основной ударной силой войска Вильгельма была тяжеловооруженная конница. Во время боя отдельные отряды из 5-10 воинов выстраивались в одну или две шеренги и атаковали сомкнутой массой стремя к стремени. Несмотря на новую тактику и развитое вооружение, использовался старый метод владения копьем, когда укол наносился вытянутой рукой. В 1066 году армия Вильгельма переправилась через Ла-Манш и высадилась возле местечка Гастингс, где и произошло сражение с войском короля англосаксов Гарольда, решившее судьбу Английского королевства.

Одежда и вооружение нормандского конного воина в целом характерны для всей Западной Европы того времени. Голову защищает клёпаный четырёхсегментный каркасный шлем конической формы с наносником. Длинная кольчуга с капюшоном и лицевым кольчужным клапаном имеет разрезы на полах спереди и сзади для удобства верховой езды. Под кольчугой надет стёганый гамбезон с длинными рукавами. Большой миндалевидный щит удобно защищает корпус и ноги воина, когда тот сидит на лошади. Стальной умбон служит для усиления плоскости щита, на котором изображен мифический дракон. Наступательное вооружение состоит из меча на поясной перевязи и копья с вымпелом.

ГалереяПравить

См. такжеПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики