Фэндом

ВикиВоины

Олекса Довбуш

3748статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Олекса Васильевич Довбуш — выдающийся руководитель украинского движения карпатских опришков.

БиографияПравить

Выходец из бедной гуцульской крестьянской семьи Василия Довбуша (Добоша), Олекса Довбуш рано присоединился к антифеодальной и национально-освободительной борьбе жителей Восточных Карпат, объединявшихся в мобильные отряды опришков, занимавшихся перераспределением чрезмерных богатств феодалов и их пособников в пользу беднейшего крестьянства. Деятельность Довбуша находила широкую поддержку у местного населения — согласно преданиям, однажды ему помог даже будущий основатель хасидизма Бааль Шем Тов, которому предводитель опришков в знак благодарности подарил трубку.

В 1738 году Довбуш уже возглавлял мощнейший повстанческий отряд, действовавший не только в родной местности Олексы — районе Печенежина и близлежавшего Яблоновского перевала — но и практически на всей территории Украинских Карпат: в Прикарпатье, Буковине и Закарпатье. Опришки, возглавляемые Довбушем, нередко спускались и на низинные районы Галиции и Карпатской Руси. Опришки Довбуша нападали на поместья украинских, венгерских, польских помещиков, ростовщиков и богатых арендаторов, польских шляхтичей. Конфискованное имущество Олекса Довбуш раздавал крестьянам.

Хотя первоначально Олекса действовал совместно с братом Иваном, но после того, как 1739 году в ходе возникнувшей ссоры Иван Довбуш нанёс барткой (гуцульский топорик) серьёзные повреждения ноге брата, отряд разделился, а Олекса прихрамывал до конца жизни. В начале 1740-х годов движение опришков, руководимых Довбушем, достигло своего апогея. Под натиском польских войск опришки Довбуша отступили на Буковецкую полонину, откуда спускались в Коломойщину, Буковину и Закарпатье (в это время брат Довбуша действовал на западе, близ Перемышля). В 1744 году Олекса Довбуш активно действовал в районе Турки и Дрогобыча. Народный мститель был предательски убит знакомым богачом Степаном Дзвинкой, причём сразу несколько местных шляхтичей называли себя убийцами Довбуша.

ГалереяПравить

ИсточникПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики