ФЭНДОМ

9К135 Корнет или AT-14 Spriggan — противотанковый ракетный комплекс разработки Тульского КБ Приборостроения. Разработан на базе комплекса танкового управляемого вооружения «Рефлекс», сохранив основные его компоновочные решения. Предназначен для поражения танков и других бронированных целей, в том числе оснащённых современными средствами динамической защиты.

В отличие от предшествующих ПТРК "Фагот", "Конкурс" и "Метис" управление ПТУР осуществляется не по проводам, а по лазерному лучу. Это позволило выпустить модификацию ПТРК "Корнет-Д", который может поражать скоростные (250 м/с) воздушные цели на дистанции до 10 км и до потолка 9 км.

Последние версии пусковых устройств ПТРК "Корнет" реализуют концепцию "выстрелил и забыл" за счёт автомата захвата и сопровождения цели, но цель должна оставаться в пределах видимости пускового устройства до попадания ракеты. Также ПТРК "Корнет" может преодолевать современные активные защиты за счёт пуска двух ПТУР одновременно с задержкой меньше времени переключения КАЗ на новую угрозу.

Описание Править

Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка", два раскрывающихся из ниш руля размещены в её переднем отсеке, там же находится лидирующий заряд тандемной кумулятивной боевой части (БЧ) и узлы воздушно-динамического привода рулей с лобовым воздухозаборником. В средней части ракеты размещается твердотопливный двигатель с двумя косонаправленными соплами, за ним расположена основная кумулятивная БЧ. В хвостовом отсеке ракеты установлены элементы системы управления ракетой, включая фотоприёмник лазерного излучения, также на хвостовой части корпуса закреплены четыре раскладных тонких стальных крыла, раскрывающихся после выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) под действием сил упругости материала крыльев. Крылья расположены под углом 45° относительно рулей. ПТУР вместе с вышибным зарядом размещаются в герметичном ТПК, имеющем откидные крышки и рукоять. Корпус ракеты и складные рули — металлические, материал ТПК — пластик. Срок хранения ракеты в ТПК без проведения регламентных проверок — 10 лет.

ПТУР 9М133 оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, основная боевая часть расположена позади ракетного двигателя для обеспечения необходимого фокусного расстояния при формировании кумулятивной струи. С этой же целью корпус твердотопливного ракетного двигателя выполнен кольцеобразной формы с полым центральным каналом для прохождения сквозь него высокоскоростной струи.

Кроме кумулятивной боевой части, возможно снаряжение ракет термобарической боевой частью (9М133Ф) для поражения различных инженерных сооружений и огневых точек.

Пусковая установка ракет 9П163М-1 размещена на треножном станке и включает в себя прицел, способный работать в оптическом и инфракрасном режимах, лазерный дальномер, оптическое лазерное устройство, а также автомат сопровождения целей с приводами наведения. Комплекс может вести огонь по подвижным и неподвижным наземным, морским надводным и воздушным целям. Кроме пехотной установки, "Корнет" включён в состав комплекса вооружения БМП-2М, а также боевого модуля "Кливер", может размещаться на шасси БМП-3 и в бронеавтомобилях Тигр. Возможно использование выносного пульта для пусков ракет на удалении до 50 метров.

Траектория полёта ракеты — спираль. Наведение ракет помехозащищённое автоматическое с телеориентированием в луче лазера.

Для преодоления средств динамической и активной защиты целей ПТРК поддерживает одновременный пуск двух ракет в одном луче лазера с задержками между пусками ракет менее времени срабатывания защитных систем. Для блокирования возможности постановки дымовой защитной завесы по обнаружению лазерного облучения, ПТРК большую часть полёта удерживает луч лазера на 2-3 метра выше цели.

Модификации Править

  • Корнет-Э — экспортная модификация комплекса Корнет.
  • Корнет-Д — модернизированная версия комплекса Корнет - дальность стрельбы 10 км, бронепробиваемость 1300 мм за динамической защитой.
  • Корнет-ЭМ — экспортная версия комплекса Корнет-Д.

Страны-эксплуатанты Править

По состоянию на август 2009 года было продано 35 000 единиц ПТУР "Корнет":

  • Армения Армения — по данным Центра анализа мировой торговли оружием Армения закупила в 2013 году 50 ПТРК и 200 ракет к нему.
  • Россия Россия — около 750 ПТУР "Корнет", по состоянию на 2009 год.
  • Алжир Алжир — 64 БРДМ-2М и 304 БМП-2М с пусковыми установками "Корнет-Э", а также некоторое количество переносных пусковых установок, по состоянию на 2013 год. Около 3000 единиц 9М133 поставлено из России в период с 2006 по 2010 годы.
  • Греция Греция — 196 ПУ 9П196 "Корнет-Э" на вооружении Сухопутных войск, по состоянию на 2013 год. Поставка осуществлялась в два этапа, по контракту, заключенному с Рособоронэкспортом в 2001 году на 278 ПТРК.
  • Индия Индия — более 250 пусковых установок 9П196 "Корнет-Э" и около 3000 единиц 9М133 поставлено из России в период с 2003 по 2006 годы.
  • Иордания Иордания — 200 пусковых установок и 2000 единиц 9М133, по состоянию на 2013 год. Поставлены из России в период с 2009 по 2010 годы.
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — некоторое количество ПТРК "Корнет-Э", по состоянию на 2013 год.
  • Ливия Ливия — количество и статус неизвестны.
  • Перу Перу — 22 M1165A2 с пусковыми установками "Корнет-Э" и 244 ПТУР, по состоянию на 2013 год. Контракт заключён в 2008 году на сумму 23 млн. долл.
  • Сирия Сирия — 1000 ПТУР и 100 ПУ "Корнет-Э", по состоянию на 2013 год. Контракт на поставку выполнен в 90-е на сумму 65 млн.долл.
  • Турция Турция — 80 пусковых установок "Корнет-Э", по состоянию на 2013 год, в том числе, до 800 ракет — поставленных в 2009 году по контракту, заключенному с Рособоронэкспортом в 2008 году.
  • Эритрея Эритрея — 80 единиц 9М133 поставлено из России в 2005 году, общая сумма контракта — 170 тыс. долл.

Военизированные организации Править

  • Хезболла — сообщалось о наличии ПТРК "Корнет-Э" у этой организации. В ходе Второй Ливанской войны боевики "Хизбаллах" использовали "Корнеты" для борьбы с израильской бронетехникой.
  • ХАМАС
  • Исламское государство Ирака и Леванта — в мае 2015 года ИГИЛ опубликовал видеоматериалы захваченных в Ираке комплексов "Корнет-Э", произведённых и поставленных иракской армии в 2014 году. Точное количество захваченных комплексов неизвестно.
  • Ансар Аллах — был применен ПТРК "Корнет-Э" при обстреле саудовских войск.

Боевое применение Править

По сообщениям американских СМИ, по меньшей мере два танка "Абрамс" и одна БМП "Брэдли" были уничтожены иракским спецназом с помощью "Корнетов" в ходе первой недели вторжения в Ирак в 2003 году.

Во время израильско-ливанского конфликта 2006 года более 50 танков "Меркава" (считающегося лучшим танком зарубежья) было выведено из строя попаданиями ПТУР "Корнет". Ещё не менее 20 было подбито из гранатомётов РПГ-29.

Галерея Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики