ФЭНДОМ

Пистолет-пулемёт Судаева — советский пистолет-пулемёт.

Разработан в 1942 году инженером Алексеем Ивановичем Судаевым в блокадном Ленинграде. В этой модели воплощены все черты оружия военного времени: малый расход ресурсов на единицу (втрое меньше, чем у ППШ), основной материал — штампованная сталь, детали соединяются заклёпками, оружие пригодно для производства малоквалифицированными рабочими.

КонструкцияПравить

ППС — надёжное и безотказное оружие, его автоматика работает за счёт энергии отдачи при выстреле. Огонь ведётся только в автоматическом режиме (наилучшая точность стрельбы достигается при стрельбе короткими очередями). Состоит из ствола, штампованной стальной ствольной коробки, объединённой с кожухом ствола, рукоятки управления огнём и приклада. Для улучшения кучности стрельбы в дульной части кожух ствола имеет дульный тормоз-компенсатор. Прицельные приспособления состоят из мушки и прицела с перекидным целиком. Предохранитель расположен в передней части спусковой скобы (как у ППШ). Питание осуществляется из 35-зарядных коробчатых магазинов (знаменитый "барабан" ППШ был крайне ненадёжен и сложен в снаряжении). Всё вышеперечисленное выгодно отличало ППС от зарубежных аналогов (М3 и "Стэна"), которые отличались не слишком высокой надёжностью и откровенно никудышным сроком службы.

Впервые ППС-42 был применён советскими войсками под Ленинградом в ходе операции "Искра" (12-30 января 1943 года) и зарекомендовал себя как надёжное и высокоэффективное оружие. Позже появилась его модификация — ППС-43 (укорочен ствол и приклад, изменены рукоятка взведения, флажок предохранителя и защелка плечевого упора, кожух ствола и ствольная коробка объединены в одну деталь). ППС использовались в качестве оружия разведчиков, десантников, экипажей бронетехники. Незначительное число было принято на вооружение вермахта под обозначением MP 719 (r).

ППС был снят с вооружения в середине 1950-х годов; ему на смену пришёл автомат Калашникова. Тем не менее, он довольно продолжительное время использовался аэромобильными и специальными частями армии КНДР, а также группами террористов по всему миру.

Варианты и модификацииПравить

  • Россия Россия (СССР) — ППС обр.1942 г.
  • Россия Россия (СССР) — ППС обр.1943 г.
  • Финляндия Финляндия — в 1944 году на заводе Tikkakoski под маркой m/44 был начат выпуск 9-мм модификации ППС-43 (под патрон 9×19 мм "Люгер"), использовавшая магазины от Suomi. Всего было выпущено около 10,4 тыс. шт. таких пистолетов-пулемётов. В 1957—1958 годы m/44 находился на вооружении финских миротворцев ООН на Синайском полуострове.
    • вариант финского m/44 производился по лицензии малыми партиями в Западной Германии и Испании под обозначением DUX 53 и в 1953—1959 годы состоял на вооружение пограничной стражи ФРГ (Bundesgrenzschutz).
  • Польша Польша — под наименованием "PPS wz.1943/1952" с 1948 до 1955 года производился вариант с нескладным деревянным прикладом вместо складного плечевого упора.
  • Китай Китай — после окончания Второй мировой войны производился под наименованием "Тип 54". В конструкцию и технологию производства были внесены незначительные изменения в связи с адаптацией к особенностям китайской промышленности.
  • КНДР КНДР — производился после окончания Второй мировой войны.

Благодаря простоте конструкции и высокой технологичности, ППС нередко становился прообразом для оружия кустарного или полукустарного изготовления. Например, в Грузии на машиностроительном заводе в Зугдиди в своё время выпускался пистолет-пулемёт "Иверия", по конструкции явно восходящий к системе Судаева. По похожей схеме изготавливали оружие и армяне в Нагорном Карабахе.

Эксплуатация и боевое применениеПравить

В ходе Второй мировой войныПравить

  • Россия Россия (СССР) — ППС состоял на вооружении советских вооружённых сил, он также поставлялся советским партизанам и поступал на вооружение иностранных воинских формирований на территории СССР.
  • Германия Германия (Третий рейх) — трофейные ППС под наименованием Maschinenpistole 719(r) поступали на вооружение вермахта, СС и иных военизированных формирований нацистской Германии и ее сателлитов.
  • Сербия Сербия (Югославия) - поставки для Народно-освободительной армии Югославии начались в 1944 году, после войны оставался на вооружении под наименованием Automat 7.62 mm PPS M43(s)

После окончания Второй мировой войныПравить

После войны ППС поставлялся поддерживаемым СССР государствам и движениям.

  • Польша Польша — ППС советского и собственного производства состояли на вооружении армии до 1980-х гг., также долгое время применялись в полицейских и охранных службах.
  • Украина Украина — в начале 1990х годов некоторое количество ППС-43 со складов мобилизационного резерва министерства обороны Украины было передано на вооружение некоторых подразделений военизированной охраны и патрульно-постовой службы милиции (в связи со сложной криминогенной обстановкой и дефицитом патронов 5,45×39 мм, не позволившим полностью перевооружить милицию автоматами Калашникова).

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики