ФЭНДОМ

Пулемёт ДШК (сокр. от Дегтярёва - Шпагина, крупнокалиберный) — первый советский крупнокалиберный пулемёт.

Задание на создание первого советского крупнокалиберного пулемета, предназначенного в первую очередь для борьбы с самолетами на высотах до 1500 метров, было выдано к тому моменту уже весьма опытному и хорошо известному оружейнику Дегтяреву в 1929 году. Менее чем через год Дегтярев представил на испытания свой пулемет калибра 12,7 мм, и с 1932 года началось мелкосерийное производство пулемета под обозначением ДК (Дегтярев, Крупнокалиберный). В целом ДК повторял по конструкции ручной пулемет ДП-27, и имел питание из отъемных барабанных магазинов на 30 патронов, устанавливавшихся на пулемет сверху. Недостатки такой схемы питания (громоздкость и большой вес магазинов, низкая практическая скорострельность) вынудили прекратить выпуск ДК в 1935 году и заняться его усовершенствованием. К 1938 году конструктор Шпагин разработал модуль ленточного питания для ДК, и в 1939 году усовершенствованный пулемет был принят на вооружение РККА под обозначением "12.7 мм крупнокалиберный пулемет Дегтярева — Шпагина обр. 1938 года — ДШК".

Массовый выпуск ДШК был начат в 1940-41 годах. Они использовались в качестве зенитных, в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливались на бронетехнику и малые корабли (в том числе торпедные катера). По опыту войны в 1946 году пулемет модернизирован (изменены конструкция узла подачи ленты, крепление ствола), и пулемет принят под обозначением ДШКМ.
Пулемет использовался с универсального станка системы Колесникова. Станок оснащался съёмными колесами и стальным щитом, а при использовании пулемета в качестве зенитного колеса и щит снимались, а задняя опора разводилась, образуя треногу. Кроме того, пулемет в роли зенитного комплектовался специальными плечевыми упорами. Основным недостатком этого станка был его большой вес, ограничивавший мобильность пулемета. Кроме станка, пулемет применялся в башенных установках, на дистанционно управляемых зенитных установках, на корабельных тумбовых установках.

ДШКМ состоял или состоит на вооружении свыше 40 армий мира, производится в Китае ("тип 54"), Пакистане, Иране и некоторых других странах. Пулемет ДШКМ использовался в качестве зенитного на советских танках и САУ военного (ИС-2, ИСУ-152) и послевоенного периода (Т-55, Т-62) и на бронемашинах (БТР-155). В настоящее время в ВС России пулеметы ДШК и ДШКМ практически полностью вытеснены крупнокалиберными пулеметами "Утёс" и "КОРД", более совершенными и современными.

ГалереяПравить