Фэндом

Родельерос (исп. Щитоносцы) — испанские мечники эпохи Возрождения. Были снабжены прямыми мечами или шпагами, а также различными круглыми щитами (реже баклерами). Использовались для прикрытия строя (терции), создания передней линии щитов, а также для борьбы с вражескими пикинерами. Хороши в фехтовании и индивидуальных схватках.

Иногда называются "Espadachines" (фехтовальщики) или "Sword and Buckler Men" (Воины с мечами и щитами). В единственном числе слово родельерос звучит как роделеро.

История созданияПравить

Изначально воины с мечами и щитами задумывались итальянцами, как попытка возродить легионеров и их строй. Родельерос были созданы испанцами и использовались с большой эффективностью в итальянских войнах 1510-х и 1520-х годов. В битве при Равенне внезапная атака испанских мечников, на не успевших построится пикинеров оказалась смертоносной для противника, но когда родельерос оказывались перед монолитным строем, как например в битве при Семинаре, то они несли большие потери. К 1530 году испанская корона пришла к выводу, что уязвимость роделеро на поле боя перед конницей, перевешивают их сильные стороны и они были реорганизованы из отдельного отряда в отряд в составе испанской терции. Их роль в ней была сравнима с той, что выполняли швейцарские алебардщики и доппельсолднеры, для прорыва вражеского копейного строя. Также, их высокая скорость и манёвренность позволяла оперативно закрывать бреши в собственных рядах.

Позднее делались попытки возрождения подобных пехотинцев, например Морицем Оранским, вооружившим свои войска мечом и баклером в дополнении к пике. Так же во время Тридцатилетней войны, некоторые военные теоретики предлагали ставить перед пикинерами мечников с металлическими щитами для того чтобы защитить их от расстрела вражескими мушкетёрами, но учитывая какого веса должными были быть щиты, чтобы остановить мушкетную пулю, подобная идея кажется сомнительной.

Роделеро в армии конкистадоровПравить

Zp117szjb2.jpg

Роделеро против воина-орла.

Большую роль родельерос сыграли в завоевании "Нового света" конкистадорами. В частности большинство воинов Эрнана Кортеса в экспедиции 1520 года были именно мечниками, около 1000 из 1300 человек. И в 1521 году он имел 700 роделеро, и только 118 аркебузиров и арбалетчиков. Берналь Диас, автор записок о завоевании ацтеков Кортесом, служил как роделеро под его началом.

В отличии от всадника, аркебузира или арбалетчика роделеро был не столь требователен к припасам и снаряжению. Они хорошо сражались и на кораблях, и в джунглях, и в городских условиях, а те, кто был вооружён большими стальными щитами, неплохо держали строй, прикрывая стрелков. Наиболее эффективными средствами против них были кавалерия и мушкетные залпы, но ни того, ни другого у ацтеков, как мы знаем, не было.

ГалереяПравить

ИсточникиПравить

См. такжеПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики