Фэндом

ВикиВоины

Русские дружинники

3709статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Pichalka1.jpg Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Русские дружинники — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

ЗначениеПравить

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому, князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют дружинников.

Численность и состав Править

Дружина в доудельный период не связана с землёй, а только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX - XII веков встречаются варяги, русские, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому. Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек (по сообщению Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем "в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников"; Рыбаков Б. А. о княжеском замке XI - XII веков: "всего здесь, по приблизительным подсчётам, могло проживать 250 - 300 человек"). Дружина являлась ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы, но в крупных военных предприятиях в качестве основной военной силы отмечено участие:

Загруженное.jpg
  • в конце IX - середине X веков — войск подвластных князю племён;
  • во второй половине X - в первой половине XI веков — полков "воев", формировавшихся путём нерегулярных наборов на продолжительный срок;
  • с середины XI века — городовых полков, выступавших в поход по решению веча и получавших оружие и коней от князя.

В XI - XII веках дружина резко делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую. Первую составляли княжие мужи, бояре; они занимали высшие должности, военные и гражданские, — посадника, тысяцкого, воеводы; они же были советниками князя и наиболее влиятельной составляющей веча. Младшая дружина заключала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки, дети боярские. Есть мнение (проф. Сергеевича), что отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе; между ними могли быть несвободные люди, холопы, детские же состояли исключительно из свободных. Понятие князь как предводителя бродячей дружины и властителя княжества были совершенно иные.

Тактика и стратегия Править

Дружинники нередко брали не числом, а умом.

Например:

  • Александр Невский на реке Нева разбил многочисленое немецкое войско, потеряв при этом только 20 человек дружины и несметное количество своих крестьян-ополченцев, которых, конечно, никто и не считал.

ГалереяПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики