ФЭНДОМ

Ручница (также Ручная бомбарда, Скопитус) — первые образцы ручного огнестрельного оружия, представляли собой по сути маленькие пушки, переносимые одним человеком, — никаких особых отличий от настоящей артиллерии они еще не имели. Ручницы могли заряжать круглой свинцовой пулей (на самом деле — почти ядром!), обернутым в тряпицу камнем подходящих размеров или металлическим ломом. Как и пушки, они имели запальное отверстие, ведущее в казенную часть ствола. Единственным принципиальным усовершенствованием ручниц стало появление полки, на которую насыпался затравочный порох — воспламеняясь, он поджигал порох в канале. Выстрел производился с помощью фитиля или "палительной свечи" — пропитанной селитрой палочки.

Появление и применениеПравить

Появление "ручных бомбард" во второй половине XIV века, отмеченное, например, в городской хронике Перуджи, где городские власти заказали "50 бомбард длиной с руку (22 — 24 см), которые пробивают всякий доспех". В хрониках ранние случаи боевого использования такого оружия зафиксированы, например, Жаном Фруасадом в сообщении о битве при Розебеке 1382. Известна фреска 1343 года в монастыре Паола дзи Неры в Лечэта около Сиены, на которой осаждающие обстреливают город из примитивных ручниц.

Широкое применение это оружие впервые нашло у гуситов в качестве оружия пехотыв подвижных укреплениях (Вагенбург ) против рыцарской кавалерии.

Hussite Wars

Гусситы с ручницами за вагенбургом.

Пули из лучших ручниц пробивали латные доспехи с близкого расстояния и обладали весьма большой убойной силой. Выстрел происходил с грохотом, вспышкой пламени и клубами дыма, что в те времена оказывало немалый устрашающий эффект и в том числе сильно пугало рыцарских лошадей.

С течением времени ручницы стали важным боевым фактором, например, в Столетней войне; известно, что в 1450 году французские кулевринеры были реальной угрозой для английских лучников. В 1430 году Пиерони Белли описал действие пуль, которые "валят двух и даже трех людей, не защищённых доспехами". Появились и профессионалы в стрельбе, такие, как некий мэтр Жан из Лотарингии, который подстрелил много англичан во время осады Руана.

Плюсы и минусыПравить

Однако претендовать на статус профессионального стрелкового оружия ручница тех лет еще не могла, потому что имела множество недостатков:

Gunner

Стрелок с шестовой ручницей.

  • Из ручницы неудобно целиться — ведь стрелку приходится еще управляться с фитилем.
  • Колоссальная отдача — нужно быть настоящим здоровяком, чтобы ее удержать.
  • Прицельная дальность и точность была крайне невелика.
  • Заряжать ручницу было просто, но долго — стрелку приходилось медленно и нудно утрамбовывать липнущий к стенкам ствола пороховой порошок деревянным шомполом, поэтому на практике ручницы в бою обычно не перезаряжались.
  • Она была очень тяжелой и по всем параметрам уступала не только луку, но и арбалету.

Тем не менее при всех этих минусах это оптимальное оружие для мятежников, срочно мобилизованных солдат из ремесленников и иных горожан, знакомых с действием пороха (не пугающихся и знающих правила безопасности обращения с ним) но не имеющих навыков прицельной стрельбы. Впрочем, никто и не ожидает от мужика-таборита или ополченца, что он сумеет прицелиться хоть из чего-нибудь.

Разновидности и усовершенствованияПравить

Двойная пищаль из музея Златой улочки(Прага)

Двойная пищаль из музея Златой улочки, Прага.

В середине 15 века на ряду с шестовыми ручницами появляются модели с прикладом и зачатками прицельного механизма получившие наименование аркебуз или ручных кулеврин. Модели более похожие на артиллерийское орудие применяются кавалеристами под названием петриналь. Пехотные ручницы большого калибра переносятся расчетом из двух человек и называются двойными гаковницами. На востоке ручницы большого калибра применялись для стрельбы дробью против пехоты или ядром для поражения ворот и бортов кораблей. Для повышения скорострельности ручниц, количество их стволов, уже в конце 14-го - начале 15-го веках могло быть больше одного (от двух до четырех, на самых распространенных моделях).

ВидеоПравить

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики