ФЭНДОМ

Скандинавская секира — тип средневекового древкового оружия. Они отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Топоры были тонкими, снабжались боковыми щекавицами, а отношение ширины полотна к длине было примерно 4 к 5 или немного больше — его длина составляла 17—22 см (чаще 17—18 см), ширина 13—20 см (чаще 17—18 см), толщина около 2 мм, длина и ширина втулки 3,5 × 2—2,5 см. Вес топора без рукояти — 200—450 г. При этом рукоять была длиной около 0,9—1,2 м. Топоры с более короткой рукоятью использовались как для ближнего боя, так и для метания.

Родиной этих секир была Скандинавия, и в результате норманнского влияния они в X—XI веках распространились по Европе — в Англии, Ирландии, Нормандии. На Руси эту форму секир взяли на вооружение во второй половине X века, но распространение получили лишь в следующем веке, и, преимущественно, на севере; они составляют около 12 % находок, то есть были довольно популярны. В XII—XIII веке они начинают отходить на Руси, однако в других странах Европы напротив получают широкое распространение. Секиры претерпевают различные модификации — увеличивается длина рукояти, добавляется шип. Позднее из него получается поллэкс. Однако вместе с тем не прекращается применение скандинавских секир в неизменном виде: так, в XVI веке они имели хождение в Шотландии и Ирландии.

По данным, например, норвежских археологов на 1500 находок мечей в погребениях эпохи викингов приходится 1200 топоров, причём часто топор и меч лежали вместе в одном и том же захоронении. Нередко отличить топор рабочий от топора боевого довольно сложно, однако боевой топор эпохи викингов, как правило меньше по размерам и несколько легче рабочего. Обух боевого топора гораздо меньше, а само лезвие значительно уже. Большинство боевых топоров, предположительно, использовалось для работы одной рукой. В более позднее время появились массивные топоры с краями-полумесяцами, по 45 см, носящие название "бродекс" или "брайдекс" - brei ð öx (плотницкий топор).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики