Фэндом

ВикиВоины

Скандинавский щит

3858статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Скандинавский щитщит, который использовали викинги. Щит был едва ли не обязательным атрибутом воина во все времена. От века к веку, от народа к народу, щиты меняли форму, строение, внешний вид, но назначение их не менялось — предоставить воину удобное и надежное средство личной защиты. Естественно, что скандинавы, в жизни которых война занимала далеко не последнее место, не оставили щиты без внимания.

С первого по десятый века в Скандинавии прочно утвердились круглые щиты. Существовали две разновидности таких щитов — плоские и выпуклые. Все сохранившиеся до наших дней щиты были наборными (однако существуют свидетельства гнутых щитов — в этом случаях проще сделать выпуклыми), то есть собранными из отдельных досок. Для усиления такой набор мог быть двухслойным, причем слои накладывались поперек, что опять-таки придавало прочности. В центре щита обязательно присутствовал умбон — металлическое полушарие, предназначенное для защиты от прямых ударов — оружие противника соскальзывало по нему, теряя силу.

Вдобавок к этому, умбон защищал руку, так как наиболее распространенным креплением щита на руке у скандинавов было кулачное крепление. Под умбоном проходила рукоять, за которую воин и держал щит. Такое крепление удобно тем, что щит легко сбросить, что немаловажно.С другой стороны, необходимо иметь неплохо натренированную руку, чтобы успешно защищаться. Впрочем, существовали щиты и с "традиционным" креплением на руке.

Нередко по краю щит обивался полосой толстой сыромятной кожи, а иногда мог даже быть обтянут кожей с лицевой стороны. Хоть подобные щиты и не были ни разу найдены, упоминание щитов, обтянутых кожей, очень часто встречается в литературных источниках того периода. Что касается всех найденных щитов, на них раскраска была нанесена прямо на деревянную поверхность.

0a2d0d02f4be814520b5083e815f1e69.jpeg
Традиционно щиты изготавливались из липового дерева, хотя могла использоваться и другая древесина, например ольха или тополь. Эти сорта древесины были выбраны, благодаря своей легкости и небольшой плотности. Кроме того эта древесина не лущится так легко, как, например, дуб.

По размеру круглые щиты варьировались от 45 до 120 сантиметров в диаметре, но наиболее распространенными были щиты диаметром 75 - 90 сантиметров.

В начале одиннадцатого века нижний край щита начал вытягиваться вниз для защиты ног. Такое изменение дало начало развитию щита-"капли". Причем как и их предшественники, круглые щиты, "капли" существовали как плоские, так и выпуклые, причем последние явно преобладали. До сих пор ведутся споры о креплении такого щита на руке, было ли оно кулачным, или же нет. Дело в том, что если щит держится под умбоном, то нижняя, вытянутая, часть щита действует как маятник, затрудняя работу со щитом.

00135 wiking, sanok.jpg
Размером эти щиты были около 1 - 1,5 метра.

И круглые щиты, и "капли" могли носиться в походном варианте, за спиной. Для этого существовал специальный ремень, либо просто широкая полоса кожи. Даже пешему воину так нести щит было гораздо удобнее, не говоря уже о всаднике.

Раскрашивались щиты по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Щит мог быть окрашен полностью одним цветом, либо сегментами. Распространенным рисунками были крест и солнцеворот — солнечное колесо. Кроме того, умбон и усиливающие полосы нередко украшались серебром и золотом.

ГалереяПравить

См. такжеПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики