ФЭНДОМ

Pichalka1 Леонид сожалеет.

Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Тенсионный спрингалд (также Пружинная машина, Рутта, Скорпион; в современной литературе распространено также ошибочное название Бриколь) — метательная машина пружинного типа, предназначенная для метания одного или нескольких стреловидный снарядов (болтов). Упругий рычаг, взводиться при помощи лебедки после чего соударяется с хвостовой частью снаряд,выталкивая его с направляющей.

ИсторияПравить

Тенсионный спрингалд является средневековым изобретением, разработан был предположительно в XI—XII веках. Предназначался для прицельной настильной стрельбы тяжелыми стрелами или болтами. Простая конструкция машины обеспечивала лёгкость постройки и эксплуатации метательной машины, однако была более тяжёлой и громоздкой, чем у арбалета аналогичной мощности, выигрывая у последнего лишь в ширине за счёт вертикального расположения рычага (что могло стать существенным преимуществом в случае установки на палубу корабля или у крепостных ворот).

Широкого распространения машина не получила и предположительно использовалась лишь в случае целесообразности использования за счёт относительно малой ширины либо в отсутствие технической возможности использовать более эффективные и сложные метательные машины, такие как станковый арбалет и торсионный спрингалд.

УстройствоПравить

Тенсионный спрингалд представлял собой укреплённый на массивной станине поворотный станок с закреплённой высокой вертикальной стойкой, в верхней части которой был проделан желобок для вкладывания стрелы, совмещённый с подвижными шарнирными подпорками, регулирующими траекторию полёта стрелы. Позади стойки вертикально располагался длинный упругий деревянный рычаг, прикреплённый к ней у основания, верхняя часть которого при помощи каната соединялась с установленным на станке воротом.

Для стрельбы верхняя часть рычага отводилась назад при помощи ворота и фиксировалась; в желобок на стойке заряжалась стрела, производилось прицеливание машины, после чего спусковое устройство (так называемый крюк-фиксатор) освобождалось и рычаг с силой ударял по тыльной части стрелы.

РеконструкцииПравить

220px-Spring engine2-1-
В "Советской военной энциклопедии" и "Фортификационном словаре" указываются теоретические данные, согласно которым машина могла метать стрелы-болты массой 400 г на расстояние в 1300 шагов (более 900 м), на расстоянии 300 шагов (около 200 м) пробивавшие брёвна толщиной в 150 мм. По словам Александра Зорича, данная информация "вызывает известный скепсис" в силу значительно более скромных результатов экспериментальных испытаний

Единственной известной на текущий момент действующей реконструкцией машины является уменьшенная модель, построенная англичанином Ральфом Пейн-Геллвеем Модель имела ясеневый рычаг длиной 1,5 м и шириной 76 мм, набранный из восьми планок толщиной 5,6 мм каждая. Машина метала арбалетные болты массой 85 г на расстояние около 145 м, по эффективности уступая арбалету; сравнительно низкая эффективность могла быть связана в том числе с малыми размерами модели.

Античность:БаллистаГастрафетКатапультаКарробаллистаОксибелОнагрПолиболСкорпион
Средние века:АрбалетСтанковый арбалетАркбалистаВантравудханМангонельСредневековый онагрПорокСифонофорТенсионный спрингалдТорсионный спрингалдТребушетЭйнарм
Современность:КатапультаПаровые метательные машиныПороховые метательные машины

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики