ФЭНДОМ

Унтер-офицерская армейская алебарда — русская алебарда, существовавшая как армейское оружие со второй половины 90-х гг. XVIII в. до 1816 г. Общая длина 2150 мм, длина наконечника 350 мм, ширина 120 мм, диаметр древка 26-33 мм, вес 1250 г. Аналогичные алебарды были на вооружении различных европейских армий.

Боевой наконечник стальной, симметричный, плоский. Верхняя его часть представляет собой прямой двулезвийный клинок. В нежней части расширение в виде двух полумесяцев, соединяющихся выгнутыми сторонами. Между полумесяцами два треугольных выступа. Трубка восьмигранная, коническая, с тремя кольцевыми утолщениями. От нижней части трубки отходят пожилины две стальные полосы с отверстиями для гвоздей или заклепок, крепящих наконечник к древку.

Древко деревянное, с коротким заостренным подтоком и без него. Окрашивались древки алебард так же, как и древки знамен.

Длина общая около 2150 мм, длина наконечника с трубкой 350 мм, без трубки 260 мм, ширина наконечника 120 мм, диа­метр древка 26-33 мм, масса около 1250 г.

Со второй половины 1790-х гг. такие алебарды являлись принадлежностью формы одежды определенных чинов:

  • в гренадерских полках у двух из шести младших унтер-офицеров каждой роты гренадерских батальонов и у всех унтер-офицеров и фельдфебелей фузелерных батальонов;
  • в мушкетерских полках у унтер-офицеров и фельдфебелей;
  • в гвардейской пехоте у четырех унтер-офицеров каждой роты 1-го и 4-го батальонов Преображенского полка и всех батальонов Измайловского полка;
  • в гарнизонных полках и батальонах у унтер-офицеров;
  • в кадетских корпусах у унтер-офицеров мушкетерских рот.

В 1805 г. в гренадерских полках алебарды оставлены только двум младшим унтер-офицерам из шести каждой роты фузелерных батальонов.

В 1809 г. алебарды оставлены только фельдфебелям всех вышеназванных частей.

В 1811 г. сняты с вооружения в гренадерских, мушкетерских и гвардейских полках, в 1816 г. в гарнизонных полках и батальонах.

ГалереяПравить

ИсточникиПравить

  • Б. Г. Трубников. Большой словарь оружия
  • А.Н.Кулинский, Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики