Фэндом

ВикиВоины

Филистимляне

3705статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Филистимляне — древний народ, населявший приморскую часть Палестины (от современного Тель-Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках.

ПроисхождениеПравить

Филистимляне не были аборигенами Палестины. Из Втор.2:23, Иер.47:4 и Амос.9:7 можно понять, что филистимляне происходили с острова Кафтор (Крит), однако об их дальнейших переселениях точных данных нет. Вероятно, они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила. Часть филистимлян сначала переселилась туда с Крита вместе с теми "народами моря", которые в XII в. до н. э. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли южных границ Ханаана (Палестины), пройдя через область у горы Касиос. Другая часть филистимлян переселилась в Ханаан непосредственно с о-ва Крит. Предания о них сохранились со времён Авраама и Исаака.

Критское происхождение филистимлян подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или её части), которую египетские тексты обозначают как "землю Кефто". В одном из египетских документов встречается имя Анхус, которое в Библии носит царь Гета. Кроме того, на одном из египетских рельефов времен Рамсеса III пленные воины "народов моря" изображены в украшенных перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1 Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается "земля Филистимская". (Ср. Иез. 25:16; Соф. 2:5, где критяне также отождествляются с филистимлянами).

По одной из версий филистимляне отождествляются с финикийцами.

Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, согласно одной из версий являвшимися индоевропейским народом. Прибыв в Ханаан, филистимляне испытали сильное воздействие местного населения, главным образом за счет метисации с ханаанейскими женщинами.

ИсторияПравить

Ancients2.jpg
Отброшенные от египетской границы Рамсесом III, народы моря пеласги в 1177 году до н.э. овладели четырьмя ханаанскими городами — Ашкелоном, Ашдодом, Гатом и Газой; пятый филистимский город, Экрон, был, по-видимому, основан ими. Смешавшись с местными ханаанеями они породили народ филистимлян. Обладая передовыми технологиями, филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов. Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далеких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне.

Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан. 

$(KGrHqYOKkYE3RnBYMZ1BN0o-hyQi!~~ 35.jpg
Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимлянском городе Газа. Именно для сопротивления филистимлянской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, наказанные Богом, филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам. Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимлянский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме. После разделения Израильского царства столкновения между филистимлянами и иудеями возобновились. При Иораме филистимляне грабили Иудею и Иерусалим, но при Озии они терпели поражения от израильтян. При Ахазе Иудея страдала от набегов филистимлян на города, расположенные на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов филистимляне избрали местом своего поселения.

Езекия одержал победу над филистимлянами.

900710910 757ac653e7.jpg
Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.

После возвращения евреев из Вавилонского плена (VI век до н. э.) филистимляне (азотяне) продолжали сохранять свой язык и даже подвергали иудеев ассимилияции (Неем.13:24)

Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.

Материальная культураПравить

Caesar philistines1.jpg
Филистимлянская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры, так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние. Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась, а также может рассматриваться как косвенное доказательство их отношения к индоевропейцам.

Известные филистимлянеПравить

  • Далила — подруга Самсона, предавшая его позднее.

ГалереяПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики