ФЭНДОМ

Харальд Боезуб (также Боевой Зуб, Клык Битвы) — легендарный король Дании, Швеции и Норвегии, живший в VIII веке и принадлежавший к роду скьёльдунгов. Согласно Хроникам Лайре Боезуб расширил свои владения до Средиземноморья.

БоезубПравить

Саксон Грамматик в своих "Деяниях данов" приводит два варианта происхождения прозвища Харальда. Согласно первой версии, Харальд потерял два зуба в битве с правителем Сконе, но через некоторое время волшебным образом зубы у него выросли снова. Согласно второй версии, у Харальда были сильно выступающие вперёд зубы.

Также Боезуб или Клык Битвы могло означать храбреца, героя войны.

ИсторияПравить

Родителями Харальда считаются Хрёрик Метатель Колец и Ауд Богатая. После гибели мужа от руки Ивара Широкие Объятья (отец Ауды и дед Харальда) Ауд с сыном Харальдом отправляется на остров Готланд, а затем в Гардарики, где около 710 года выходит замуж за местного конунга Радбарда из рода Инглингов. От этого брака родился сын — Рандвер, будущий конунг Гардарики (некоторые исследователи приписывают Рандверу основание Альдейгьюборга (Старая Ладога)). По мнению российского историка С. Алексеева, которые он высказал в своей монографии "Славянская Европа V-VIII века" Радбард происходит из славян, на что однозначно указывает его нетипичное для скандинавов имя: за ним легко распознаётся славянское Ратобор (Ратибор) или Радобор. Предпочтительнее - Ратибор, так как именно это имя имело впоследствии распространение среди новгородской знати. Краткий вариант имени - Ратбор. В этом случае Рандвер (тоже не скандинавское имя, более не встречающееся в сагах) это также вариант какого-то славянского имени. Скорее всего, с тем же "отцовским" корнём в основании: Радомер, Ратимир, Радмир. Возможно, двойное имя из славянско-скандинавских частей.

В 753 году Рандвер отсылает своего сводного брата Харальда (снабдив его войском) в Данию для отвоевания отцовского престола. В результате Харальд становится датским королём.

Уже будучи стариком, Харальд погиб в усобной войне со своим племянником (сыном сводного брата Рандвера), шведским конунгом Уппсалы Сигурдом Кольцо (др.-исл. Sigurðr hringr) в легендарной битве при Бравалле или Бравеллире (дат. Battle of Brávellir), в Эстергётланде. Это событие обычно относят к 770—775 годам

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики