ФЭНДОМ

Mauser C96 — немецкий самозарядный пистолет.

История созданияПравить

Несмотря на фамилию Пауля Маузера в обозначении этого оружия, его настоящими создателями были братья Федерле (Feederle): Фидель, Фредерик и Жозеф. Фидель Федерле заведовал экспериментальным цехом оружейного завода Waffenfabrik Mauser, и новый пистолет, который вначале назывался P-7.63 или пистолет Федерле, был разработан без ведома П. Маузера. Тем не менее, в 1896 было начато производство, которое продолжалось вплоть до 1939. За это время было выпущено более миллиона пистолетов.

Новое оружие было поистине революционным. Оно превосходило по мощности, ёмкости магазина и дальности стрельбы все образцы пистолетов и револьверов, существовавших на период конца XIX - начала ХХ века. Его магазин вмещал до 20 патронов (вместо 6 - 8 у прочих), а на расстоянии 25 метров пуля калибра 7,63 мм пробивала насквозь дубовый брус толщиной 15 сантиметров. Прицельная планка была размечена до 1000 метров, но реальная дальность стрельбы составляла "всего" 300 с кобурой-прикладом. С такими характеристиками "Маузер" немедленно завоевал широкую популярность среди офицеров (в то время офицеры имели право сами покупать себе личное оружие), путешественников, охотников. Тем не менее, армии им не интересовались. Главной причиной была очень высокая цена — 5000 марок (автомобиль стоил 3500). В России стоимость "Маузера" составляла 258,5 рублей золотом (жалованье младших офицеров не превышало 60 рублей). Единственными воинскими подразделениями, принявшими его на вооружение, стали ВМФ Италии, охрана турецкого султана и германские конные егеря.

Особенности конструкцииПравить

0013mauzers96sotsoedinennojkoburoj

"Боло-Маузер", т. е. "большевистский" — вариант для Красной Армии.

Действие автоматики "Маузера" основано на использовании энергии отдачи ствола при его коротком ходе. запирание осуществляется за опорные поверхности на затворе. После выстрела подвижный ствол проходит некоторый путь в запертом состоянии, после чего личинка встречает уступ рамы пистолета, сдвигается в плоскости, перпендикулярной оси ствола, отпирая его и давая отойти затвору. Для большей точности огня использовался приклад, которым была массивная деревянная кобура. Заряжание производилось обоймой сверху, патроны выдавливались в несъёмный магазин. За свой оригинальный дизайн пистолет получил в англоязычных странах прозвище "Broom-handle" — "Ручка для метлы".

Боевое применениеПравить

Churchhill 03

Сэр Уинстон Черчилль получил "Маузер" в подарок от матери на день рождения.

Первый случай боевого применения "Маузера" имел место в 1899 году на англо-бурской войне. Им пользовались офицеры обеих сторон. Русские офицеры воевали с "Маузерами" в русско-японской войне; затем в ходе Первой мировой из него стрелял друг в друга командный состав всех противоборствующих армий. В окопных схватках он был одним из наиболее эффективных видов оружия и желанным трофеем. После войны он стал излюбленным оружием разного рода мятежников; образ комиссара в кожанке и с этим пистолетом в руке стал хрестоматийным для советского искусства. После гражданской войны СССР заказал в Германии большую партию "Маузеров" — это было настоящим спасением для фирмы. От первоначального варианта он отличался укороченным до 98 мм стволом (предел для Германии, установленный Версальским договором).

После прихода к власти в Германии нацистов выпуск "Маузеров" небольшими сериями продолжался до 1936 года. Последняя модификация "712" — "Schnellfeuer" могла стрелять очередями и имела 20-зарядный магазин. Он был любимым оружием Отто Скорцени.

В культуреПравить

  • Маузер несколько раз упоминается в романе Булгакова "Мастер и Маргарита": ним вооружены бойцы ОГПУ, пришедшие в квартиру №50 за Воландом и его свитой, а также его упоминает Маргарита, когда к ним с мастером пришел Азазело:
Мне и самой нравится быстрота, нравится быстрота и нагота. Как из маузера — раз! Ах, как он стреляет.

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики